Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Изменение содержания форм морального сознания

Определение 1

Моральное сознание – это оценочный компонент сознания личности рассматривающий события и поступки с позиции морально-нравственных категорий, норм, ценностей.

Понятие морального сознания

Моральное сознание представляет собой часть целостного сознания личности, которая выделяется исходя из его специфического содержания и функции для удобства анализа, хотя в реальности никакого обособленного морального сознания не существует. Моральное сознание присуще каждой личности и складывается по мере овладения моральными и нравственными ценностями, идеалами, нормами, в рамках процесса социализации и межличностного общения.

В отличии от рациональной рефлексии моральное сознание рассматривает поступки личности и окружающих не с точки зрения их причинно-следственных связей, а с ценностной позиции. Оно выносит оценки согласно которым относит явление к определенным морально-нравственным категориям, таким как «добро-зло», «хорошо-плохо», «достойно-постыдно», «справедливо-несправедливо» и т. д.

Структуру морального сознания образуют:

  • моральные нормы,
  • моральные принципы,
  • моральные идеалы.

Моральные нормы представляют собой достаточно простые и жестко закрепленные образцы, предписывающие определенное поведение индивида в определенных условиях. Моральные нормы насаждаются социумом и усваиваются личностью практически без рефлексии, они охватывают огромное множество частных ситуаций и слабо структурируются. Можно выделить фундаментальные нормы, такие как «не убий», «не укради», сохраняющие свою актуальность на протяжении всей человеческой истории, нормы конкретной исторической эпохи, а также этикетные или ситуационные нормы, которые представляют собой показатели воспитанности в определенном обществе, отражают его моральные тенденции и достаточно динамичны.

Моральные принципы представляют собой системы отношений, которые регламентируют взаимодействие человека с миром, с природой, с другими людьми, однако не жестко как нормы, а более широко выступая в качестве неких линий, вокруг которых строится конкретное поведение.

«Изменение содержания форм морального сознания » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Моральный идеал является наиболее обобщенным уровнем ценностных представлений личности. Исследователи выделяют два моральных идеала – общественный и индивидуальный.

Замечание 1

Общественный идеал – это представления о совершенном общественном устройстве, его механизмах, ценностях и институтах. Индивидуальный, соответственно, о совершенной личности.

Эволюция морального сознания в историческом процессе

Моральное сознание зарождается в период античности. Хотя сами нравственные нормы формируются значительно раньше еще в первобытном обществе, они носят внеличностный, групповой характер, и соблюдаются личностью без их критического осмысления. Позднее, хотя и происходит оценка и комментирование норм, она никак не затрагивает их содержания. И только в рамках философии происходит полноценная моральная рефлексия, предполагающая не только оценку, но и сознательное перестройку существующих моральных норм и выдвижение новых нравственных теорий и ценностей.

Так в античный период складывается гедонистическая теория, рассматривающая в качестве высшей моральной ценности удовольствие, но не только, и не столько физиологическое, сколько духовно-интеллектуальное, связанное с гармоничным образом жизни, радостями познания природы и самого себя, общения с другими людьми.

Античность выдвигает высокие нравственные идеалы личности, однако эти идеалы охватывают лишь элиты общества, в то время как его значительная часть – рабы, вовсе не рассматривались в качестве людей, воспринимаясь как «говорящие орудия».

Зарождение монотеистических религий (христианства и мусульманства) приносит в моральное сознание новое содержание – идею равенства и братства всех людей (перед богом), превосходство духовных ценностей над жизненной сферой, телесностью.

В эпоху Возрождения мощное влияние на моральное сознание оказывает становление гуманистических идеалов, которые провозглашают человека высшей ценностью, утверждают его права и свободы.

В немецкой классической философии И. Кантом и др. формулируется идея о самостоятельности моральной сферы, ее независимости как от государства, так и от религии. Формирование моральной позиции полагается личным долгом каждого индивида, создание собственного «категорического императива», моральных принципов, которыми он будет руководствоваться в своей жизни.

Развитие морального сознания в онтогенезе

Равно как общественное моральное сознание постепенно складывалось и эволюционировало в рамках исторического процесса, также и индивидуальное моральное сознание конкретной личности проходит ряд этапов в рамках психического развития и социализации. В интериоризации моральных ценностей и норм можно выделить три этапа:

  • элементарной нравственности,
  • конвенциальной нравственности,
  • автономной нравственности.

Усвоение нравственных норм начинается с самого рождения ребенка. В общении с ним родители, а позже другие члены семьи, доктора, воспитатели и т.д., демонстрируют определенные образцы взаимоотношений между людьми, а также предъявляются требования по отношению к поведению самого ребенка. Поведение самого ребенка в этом возрасте, например, в общении со сверстниками или в рамках игры, является своеобразным отражением тех норм и правил которые приняты в рамках его семьи. Таким образом моральное сознание как таковое еще не сформировано, а поведение выстраивается за счет прямого копирования наблюдаемых образцов. При этом одни формы поведения подвергаются осуждению и подавляются, а другие напротив подкрепляются и интериоризируются. Главными детерминантами морального поведения на этом этапе являются страх наказания и жажда похвалы.

Конвенциальная нравственность складывается в подростковом возрасте. Благодаря развертывающимся процессам рефлексии и переориентации подростка на поиски своего Я, он начинает также активно формировать и собственное отношение к моральным нормам, разбирать «что такое хорошо, и что такое плохо». В отличии от ребенка подросток уже не копирует чужие образцы поведения слепо, а соотносит их с собственной личностью, а также ожидаемой реакцией его референтного окружения, которая имеет ведущее значение. Главным мотиватором моральных поступков выступает стремление получить одобрение значимого окружения, поддержать социальный статус.

Автономная нравственность формируется в ранней зрелости. Самостоятельная личность способна провести переоценку тех ценностей и образцов, которые приняты в обществе, сформировать собственную нравственную позицию и аргументировать ее. Мораль становится свободной от внешним оценок, главным мерилом морального поведения выступает внутренняя цензура личности, совесть.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 09.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot