Сущность социальной ответственности
Ответственность выступает в качестве одной из категорий этики. Она направлена на определение и характеристику личности и ее особенностей с точки зрения соблюдения ею моральных требований, которые выдвигает общественная система. Вместе с тем, ответственность выражает степень участия личности и более широких социальных групп как в их собственном моральном усовершенствовании, так и в усовершенствовании мира вокруг них. Это возможно лишь при вступлении в социальные отношения.
Ответственность – это обязанность. Человек ответственен, если он отдает отчет свои действиям и поступкам, а также осознает их последствия и то, что они могут положительно или отрицательно сказаться на всех остальных участниках социальных отношений. Обязанность – это особая категория в деятельности менеджера, поэтому особый интерес в нашей статье играет именно ответственность в современном менеджменте.
В менеджменте исследователи выделяют сразу несколько видов ответственности: экономическая и социальная. Нас больше интересует именно социальная ответственность, которая выступает в качестве ответственности за процесс и за обществом, в котором реализуется данный процесс ли действие. Социальная ответственность и, соответственно, социальная этика – это достаточно серьезная проблема, которая встает перед предпринимателями и современными работниками в сфере менеджмента.
Социальная ответственность, ко всему прочему, является полностью добровольной реакцией на все происходящие и актуализирующиеся в обществе социальные проблемы со стороны организации. Если предприниматели и менеджеры признают свою социальную ответственность, то и реакция их направлена на ведение деятельности с целью позитивного развития и устранения возникающих противоречий.
На данный момент существует три основные формы социальной ответственности, которую признают в сфере менеджмента. Среди них такие, как:
- Социальная ответственность за состояние и чистоту окружающей среды – любая деятельность со стороны предпринимателей должна вестись с учетом состояния окружающей среды. Необходимо минимизировать загрязнения, которые могут привести к уничтожению части экосистемы;
- Социальная ответственность перед принятыми на работу специалистами. Предприниматель должен соблюдать правила и пункты, описанные в трудовом договоре, а также те особенности деятельности, которые были оговорены при личном собеседовании во время принятия на работу. Это санитарные и трудовые условия, условия оплаты труда, предоставления отпуска, специальных социальных выплат и гарантий в случае проблем, возникших со здоровьем по причине неблагоприятных условий труда;
- Социальная ответственность перед потребителем – менеджеры, по сути, ответственны за выживание всего предприятия. От их деятельности, регулярном отчете о происходящем зависит то, насколько успешно будет функционировать предприятие, и какого качества оно будет предлагать продукты и услуги своим пользователям.
Этика в менеджменте и ее виды
Социальная ответственность связана с этикой в менеджменте. Этика – это целое научное направление. Его объектом является мораль и ее аспекты. Этика представляет собой участие человека в нравственности, ее развитии в обществе. Если человек этичен, он будет продвигать свои идеи в общество, делая его тем самым лучше. Очень важно найти эту грань между «продвижением» и «навязыванием своих взглядов и воли», ведь взгляды каждого человека очень разнообразны и уникальны, и то, что является для одних нормой, для других может быть неприемлемым.
Этика охватывает очень широкий круг вопросов морального поведения людей. Причем, они могут касаться любой сферы: бытовой, семейной, трудовой, экономической или социальной. В каждой из них проблемы и вопросы будут разными, поскольку поведение человека в каждом социальном институте отличается в зависимости от условий окружающей среды. В современной научной литературе исследователи выделяют несколько видов этики:
- Экономическая этика – это один из видов этики, который предусматривает власть человека над всей совокупностью материальных благ и ресурсов в процессе производства, распределения, обмена и потребления;
- Служебная этика – она рассматривает основные принципы, а также нормы, которые регулируют совокупность социальных отношений между работниками предприятия, занимающих разные уровни должностей. Каждый специалист имеет свои служебные права и обязанности в соответствии с уровнем своей должности;
- Профессиональная этика – это профессиональная мораль. Она представляет собой целую совокупность кодексов, которые направлены на обеспечение морального характера взаимоотношений между людьми. Отношения должны регулироваться заранее предусмотренными условиями, которые являются формальными и предписанными. Они определяют отношения людей в процессе профессиональной деятельности;
- Дискриптивная этика – этот вид социальной этики занимается преимущественно историко-социологическим анализом таких аспектов, как мораль, обычаи и традиции, характер и иные формы общественной дисциплины;
- Нормативная этика – этот вид занимается изучением актуальных вопросов о происхождении и сути морали, выявлении ее места и роли в системе общественных отношений. Также некоторые авторы в рамках данного вида этики обосновывают формы морального сознания личности и его структуру.
В современном менеджменте специалисты предусматривают определенные меры для того, чтобы обеспечить максимально этическое поведение участников социальных отношений. Во-первых, внедрение общих этических норм, которые будут отображать специфику системы общих ценностей, общественных вкусов и правил по определению этики работников. Во-вторых, проведение мероприятий, симпозиумов и просто собраний по проблемам этического решения. Главное условие – решение наиболее актуальных проблем, которые связаны с вопросами нравственности и этического поведения.