Добродетель – это философский термин, который обозначает положительное нравственное свойство характера конкретного человека, которое определяется его поступками и волей к исполнению нравственного закона.
Общие сведения о проблеме счастья
Древнегреческий философ Аристотель, основоположник этики, также интересовался проблемой единства добродетели и счастья. Он родился в 384 году до н. э. в городе Стагир. В дальнейшем Аристотель поступил в Академию Платона и стал в ней преподавать.
К решению проблемы счастья Аристотель подходил с двух точек зрения:
- инструментальной;
- инклюзивной.
Инструментализм подразумевает доминирование реализации добродетели в определении счастья. Инклюзивизм утверждает, что оба типа благ могут считаться равнозначными для достижения человеком истинного счастья. Свои рассуждения о счастье автор приводит в труде «Евдемова этика». Каждая глава этого произведения несет в себе важнейший философский посыл, который иллюстрирует целый спектр повседневных проблем:
- формирование индивидуального смысла,
- осмысление внутреннего мира,
- механизмы поддержания здоровья и пр.
Те компоненты, которые понимаются Аристотелем как составные части счастья, активно обсуждались многими философами, но именно он говорил, что счастливым можно стать только, если желания в ходе опыта и воспитания будут становиться разумными. Здравые чувства, по мнению автора, тесно связаны с телесным здоровьем, а удача приходит сама по себе.
Аристотель считал, что суть счастья состоит в раскрытии потенциала, заложенного в человеке, при стремлении к совершенству, насколько позволяют обстоятельства.
Несмотря на разнообразие формулировок, можно отметить, что счастье для Аристотеля есть нечто прекрасное.
Соотношение счастья и добродетели
Чтобы понять, как именно соотносятся добродетель и счастье, Аристотель выводит следующие «компоненты счастливой жизни»:
- умственная деятельность;
- добродетель;
- наслаждение.
Философ также говорит о том, что счастье состоит из нечто большего, чем ряд общепринятых эмоций. Для облегчения понимания своих мыслей философ стремился описать три образа жизни. Первый из них представлялся как жизнь ради удовольствия. Его, по мнению автора, придерживаются те, кто ставит перед собой цель получить максимум положительных эмоций.
Второй образ жизни называют политическим, так как они присущ деятельному человеку, стремящемуся заслужить почет. Третий тип образ жизни называют созерцательным, связывая его с познанием вечных истин, которые не обязательно должны поддерживаться мнением.
Другими словами, счастье достигается в деятельности разума или при формировании лучшего образа жизни. Если человек хочет стать счастливым, то он должен заниматься созидательной деятельностью. При это важно исследовать самого себя, искать ту часть внутреннего мира, которая приносит благоденствие.
Самостоятельное осмысление собственной жизни есть путь к счастью. Каждый человек может вести такой образ жизни, который может сделать его более счастливым. Аристотель считает, что одного знания этого факта может оказаться недостаточно. Человек, который стремится к счастливой жизни должен иметь возможность свободно выбирать из тех видов деятельности, которые ведут к общему благу. Выбор определяется не только знанием, но и сутью самого человека.
Добродетель личности проявляется в том, что человек становится лучшей версией себя, пока его поведение не станет нравственным.
Аристотель подтверждает тот факт, что нельзя учитывать мнение людей, которые необдуманно говорят о счастье. Счастье есть не очевидная субстанция. Человек, который кажется самым счастливым, внутри себя может быть глубоко несчастлив. Также ситуация может быть обратной. Подобный пример, который приводит автор, говорит о том, что счастье для каждого человека индивидуально. Нельзя найти такого предмета или явления, которое сделало бы всех абсолютно счастливым.
То, что по природе присуще каждому человеку для него будет наивысшим, а значит принесет ему максимальную степень удовольствия. Также Аристотель отрицает позицию счастья для всех одинаково хороших людей и ощущение счастья во время сна. Сон в концепции Аристотеля является не добродетелью, а «бездельем души».
Выше всего Аристотель ставит разумную мудрость. Он говорил, что эта добродетель с помощью, которой постигается любая реальность, а также Бог. При совершении добродетельной деятельности можно достигнуть счастья. В таком случае «жить благополучно» значит «быть счастливым».
Аристотель выделяет два типа добродетели, а именно нравственную и мыслительную. Первая формируется в результате обучения и непрерывной работы над собственным внутренним миром. Мыслительная добродетель нуждается в постоянном упражнении. Нравственная добродетель порождается постоянным упражнением, поэтому она получает название «этос».
Ни одна из нравственных стадий добродетели не может стать врожденной по природе. Добродетели приобретаются личностью, в них они совершенствуются. Ведя себя благоразумно люди постепенно приучаются к благоразумию.
Нравственность — это совокупность моральных правил, образцов, которые человек выбирает для себя в качестве эталонов поведения. Термин имеет комплексный характер и применяется в рамках междисциплинарного знания.
Кроме того, Аристотель утверждает, что путь к состоянию счастья и гармонии благополучия возможен через постижение последствий взглядов и поступков. Если они приводят к страданиям, то необходимо воздержаться от трактовки такого поведения и исполнения его на практике.
Аристотель говорит о том, что добродетель умножается в дружбе, которая рассматривается как чистое зеркало существующего мирового и индивидуального блага.