Этикет — это составная часть внешней культуры социального пространства, своего рода ритуал, который выражается в проработанных правилах поведения, организующих жизнь социума.
Общие сведения об этикете
Каждый народ имеет собственные традиции, культуру, политическое и государственное устройство. В процессе развития цивилизации характер ведения переговоров и процессы, связанные с взаимопроникновением национальных стилей коммуникации, поступательно изменялись.
В основе особенностей делового этикета и деловой этики лежат как традиции, так и черты национального характера.
Национальный характер – это устойчивые особенности, характерные для членов того или иного национального (этнического) сообщества, особенности восприятия мира, мотивов поступков (идей, интересов, религии).
Если человек не знает национальных особенностей делового общения, то на партнеров этот факт может произвести неблагоприятное впечатление как на стадии начала переговорного процесса, так и при реализации всех совместных проектов.
Любая форма бизнеса строится на экономико-этической основе. При этом недопустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства и коммерции. Порядочность является визитной карточкой любого предпринимателя в современном мире.
Если человек отправляется за границу, то ему нужно познакомиться в общих чертах с национальными традициями и обычаями жителей посещаемой страны. Например, при организации и ведении переговоров следует учитывать тот факт, что итальянские бизнесмены весьма требовательны к соблюдению основных правил деловой этики; открытие двери в рабочих помещениях у американцев воспринимаются как норма, а у немцев – как высшая степень беспорядка. Американцы и японцы привыкли работать в просторных помещениях, где все на виду, немцы работают исключительно при закрытых дверях. Англичане не воспринимают громких разговоров, а для американцев или итальянцев такая ситуация в порядке вещей.
Примеры национальных особенностей этикета
Любой современный человек должен знать, а также уметь применять формы приветствия, которые приняты в стране собеседника.
Например, в Германии, Италии, Франции, России люди приветствуют друг друга при помощи рукопожатия. Представители англосаксов не считают рукопожатие необходимым условием для приветствия и контакта. Для них корректным и полноценным приветствием становится дружеский кивок в сочетании с той или иной вежливой фразой. В Японии же полагается обязательно кланяться в ответ на приветствие. Индийцы при встрече складывают руки как во время молитвы и прижимают их к груди. В арабских странах и Южной Америке мужчины при встрече обнимают друг друга.
Согласно статистике, каждая пятая сделка в мире срывается из-за проблем, которые связаны с общением. Поэтому предварительно нужно узнать о стране, в которой живут будущие деловые партнеры. В каждой стране есть собственные уникальные особенности делового этикета.
К числу базовых сведений, которые могут помочь пролить свет на национальные особенности этикета, можно отнести следующую информацию:
- национальные правила этикета особенно чтутся в странах Азии, а именно Китае, Японии, Кореи и Малайзии;
- в Китае бизнесмены, организуя переговоры особенное внимание уделяют сбору информации о предмете обсуждения и формированию «коллективного духа» по отношению к представителям другой стороны;
- в КНР во время официальных встреч считается невежливым давать ответ: «Нет!»;
- если китаец говорит: «Да!», то это слово может означать: «да, я согласен», «да, я понял», «да, я не знаю»;
- если по каким- либо причинам необходимо взаимодействовать с человеком из Гонконга, то нужно понимать, что представители этой нации перенимают все традиции европейских народов, несмотря на относительную близость с Китаем;
- что касается японцев, то они весьма пунктуальны и практически никогда не опаздывают на деловую встречу. Они ценят трудолюбие и усердие. Японцы очень чувствительны к общественному мнению, предельно обязательны и точны в высказываниях. В Японии не принято жать руку при знакомстве.
Национальный этикет часто касается такого феномена, как «обмен подарками». Китайцы принимают подарки двумя руками. Национальные особенности делового этикета в меньшей степени присущи западным культурам.
В США переговоры чаще ведутся «один на один». Американцы не тратят времени на формальности, сразу переходят к сути дела. Для них присущ здоровый прагматизм.
Прагматизм – это направление в идеалистической буржуазной философии, отрицающее необходимость познания объективных законов действительности и признающее истиной лишь то, что дает практически полезные результаты. Европейцы гораздо внимательнее относятся к церемониям.
В деловых отношениях англичане следуют протоколам очень жестко. При обращении к друг другу и приветствии применяют титулы. Так происходит даже в кругу близких знакомых. Точность и пунктуальность ценится, но приходит ранее назначенного времени нельзя.
Для представителей Великобритании свойственно часто приглашать друзей в свой дом (это же касается и деловых партнеров).
К переговорам англичане готовятся с особой тщательностью для минимизации конфликтов.
Англичане весьма гибки и охотно отвечают на инициативу противоположной стороны. Традиционным для британцев является стремление сглаживать конфликты во время беседы.
Испанцы кроме традиционного рукопожатия нередко громко выражают собственную радость от деловой встречи, склонны к объятиям. Испанцы не отличаются особой пунктуальностью (могут часто опаздывать). Существует шутка, что испанцы не опаздывают только на корриду. На переговорах они могут быть излишне многословны.