Деловое общение – это вариант коммуникативного контакта, который отличается регламентированностью и проявляется в необходимости соблюдения всеми участниками делового этикета.
Общие сведения о деловом этикете
Деловой этикет делает процесс общения легким и эффективным, поскольку он подчиняется определенным правилам внешнего поведения, а также обязательным элементам межличностного взаимодействия.
Этикет – это комплекс правил и норм, которые регулируют все формы поведения людей и их взаимоотношения в системе коммуникации.
Принципы делового этикета складывались с глубокой древности, поскольку сама жизнь требовала приглушить природные инстинкты и противопоставить им систему социального взаимодействия, которая основывается на уважении интересов личности. Эти правила обусловливали соотношение поведения и людей с представлениями о нравственности и доброжелательности.
Единство этического и эстетического внутреннего благородства и его внешнего проявления в манерах людей формировалось на протяжении многих веков. Внешние формы поведения людей подразумевали вежливость, учтивость, умение вести себя во всевозможных ситуациях коммуникации.
Нормы делового этикета призваны удовлетворять социальную потребность во взаимодействии. Совокупность норм делового этикета регулирует базовые формы поведения, которые носят исторический характер и определяются общим уровнем развития культуры общества.
Деловой этикет называют «социальной игрой по определенным правилам». Такая игра предполагает набор строгих правил, которые в случае их нарушения, что повлекут наложение тех или иных санкций.
Деловой этикет можно определить как совокупность правил, которые отражают моральность и культуру людей в ходе делового общения. Нормы и правила этикета ориентируются на высшую ценность правил, которые соблюдаются во всем цивилизованном мире.
Базовые принципы делового этикета
Базовые принципы делового этикета соотносятся с принципами современного общего этикета и включают в себя:
- принцип гуманизма;
- принцип целесообразности действий и их эстетической привлекательности;
- принцип уважения к нормам культуры и традиций.
Деловой этикет опирается на правила вежливого общения. В связи с этим в ситуациях делового общения следует придерживаться следующих принципов делового этикета:
- соблюдать стандартные правила этикета и применять формулы вежливого обращения, в частности, такие речевые конструкции как «спасибо», «извините», «благодарю»;
- исключить из речи грубые слова, а именно жаргонизмы, вульгаризмы;
- употреблять выражения, которые могут смягчить смысл сказанного и позволят сблизить позиции коммуникантов;
- запоминать имена собеседников и обращаться к ним по имени, отчеству, чтобы подчеркнуть интерес к визави и признать их значимость;
- использовать отрицания вместо прямых вопросов.
В зависимости от ситуации общения вежливость может проявляться в разнообразных формах, а именно включать в себя учтивость, любезность, тактичность, скромность, деликатность.
Коммуникация – это эффективное синхронное и диахронное взаимодействие, цель которого состоит в передаче информации от одного субъекта к другому.
В деловых отношениях часто встречается «сухая», официальная вежливость, которая приравнивается к корректности. Она помогает общаться с людьми, которые вызывают некоторую степень эмоциональной напряженности, но при этом прервать отношения с ними невозможно ввиду наличия общих целей.
Корректность помогает сохранить собственное достоинство и учесть интересы собеседников, что держит поведение людей в рамках общепринятых норм.
Корректность – это тактичность в обращении с людьми; вежливость, учтивость.
Что касается принципа целесообразности действий, то в рамках делового этикета он также определяет поведение в нестандартных ситуациях. Современный этикет предполагает, что при незнании правил поведения в новой и нестандартной ситуации необходимо руководствоваться принципом удобства взаимодействия для себя и окружающих.
Принцип эстетической привлекательности поведения и внешнего облика личности при деловом взаимодействии ориентирует людей на уважение эстетических чувств других людей.
Функции делового этикета
В современном обществе деловой этикет выполняет ряд важных функций, в частности, он:
- регулирует поведение и все формы совместной деятельности членов социальных групп, обеспечивая при этом порядок и стабильность выполнения профессиональных операций;
- повышает эффективность делового взаимодействия;
- дает возможность устанавливать и поддерживать хорошие отношения и избегать конфликтных ситуаций, выражая при этом доброжелательность и уважение;
- отражает статусные различия и закрепляет иерархию взаимоотношений, дисциплинируя всех участников взаимодействия. Каждый из них правильно воспринимает статус участника контакта, минимизируя конфликты и противоречия.
Деловой этикет по отношению к группе выполняет объединяющую функцию и обеспечивает сплоченность и однородность социальных общностей. Для каждого конкретного индивида деловой этикет является условием включенности в группу и принятия своего положения внутри нее, то есть самопрезентации.
Деловой этикет ориентирует человека в ситуации общения, снижает степень напряженности, и оказывает функцию психологической поддержки.
Таким образом, знание основных правил и принципов современного делового этикета дает человеку возможность уверенно вести себя в любой ситуации делового взаимодействия, а также не совершать ошибок, которые препятствуют установлению и поддержанию нормальных деловых отношений.
Делового этикета придерживаются фактически все организации и личности, которые участвуют в процессе делового общения, так как каждый из них понимает важность развития эффективной коммуникации.