Этика заботы – это направление общей этики, которое возникло в начале 80 -ых годов прошлого века.
Основы этики заботы
Наиболее известными и значимыми работами, в которых присутствуют основы концепции этики заботы являются:
- «Психологическая теория и развитие женщин. Иным голосом» К. Гиллиан;
- «Забота или феминный подход к этике и моральному воспитанию» Н. Ноддингса;
- «Материалистское мышление к политике мира» С. Радек и пр.
Достаточно близкую к феминистской этике позицию имел Мильтон Мэйроф, который написал книгу «О заботе».
В целом феминистскую этику заботы характеризует острый критический пафос по отношению к существующей морально-философской традиции, берущий начало в античности и сохраняющий влияние в современной этики.
Представители феминистской этики критикуют классическую этику за ее чрезмерную абстрактность и неспособность в силу такой особенности иметь восприимчивость к действительным потребностям человека.
По таким же причинам согласно мнению феминистских теоретиков, классическая этика станет бессильной в осознании разрушительности идеологий и в ходе противодействия им. При этом критика несостоятельности классической моральной философии с периода второй половины XIX века становится знаком многочисленных теоретических концепций.
Феминизм и этика заботы
Оригинальность позиции этики заботы определяется тем, что критика моральной философии ведется в свете представления о сложившейся в европейской культуре дифференцировки половых ролей.
Феминистские исследователи говорят о том, что абстрактность классической этики может оказаться выражением ее маскулинности и отражает опыт идентификации мужчины внутри европейской культуре.
При этом сугубо маскулинная моральная позиция классической этикой выдается за универсальную, все, что ей не соответствует и признается отклонением от нормы. Таким образом, представители феминистской этики говорят о том, что классическая этическая традиция не просто игнорирует моральный опыт, но и теоретически закрепляет подчиненное положение в культуре женщины, а также тех лиц, которые не соответствуют маскулинному стандарту.
Этика заботы строится как альтернатива классической традиции, она представляет собой оригинальную попытку создания морально – философской концепции на основании рационального компонента в женском моральном опыте. Ученый, которые придерживаются принципов этики заботы считают, что, предлагаемый ими подход может преодолеть классическую традицию в полной мере, по крайней мере существенно корректирует ее и дополняет.
В основном этика заботы обеспечивает теоретическое основание для критики любой социальной оценки и практики. Последний компонент можно назвать самым существенным в этике заботы.
Основные тезисы работы К. Гиллиган «Иным голосом»
Ключевым импульсом к развитию этики заботы послужило издание в 1982 году книги известного психолога К. Гиллиган «Иным голосом». Она была написана в контексте полемики с психологом Л. Кольбергом. Гиллиган пыталась выявить специфику женской моральной позиции. Также она обращает внимание на тот факт, что такая позиция может быть свойственна также и мужчинам, но значительно реже.
В результате своих исследований Гиллиган пришла к выводу о том, что женский моральный опыт не может адекватно осмысляться и оцениваться в рамках традиционных теорий развития по масштабам традиционной этики, ориентированных на достижение автономии личности. Высшей ценностью в этом смысле считается справедливость.
Справедливость – это комплексное понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия силе совершенного поступка и ответственности за него: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нем.
Гиллиан также сформулировала следующие выводы:
- женщинам чужда абсолютная мораль, их моральные суждения формулируются на языке прав, ответственности, определяются не универсальными противопоставленными сути жизни принципами, конкретными, порожденными самой жизнью потребностями людей;
- моральные суждения женщин условны, ситуативны, компромиссны.
Следует отметить тот факт, что книга Гилиган спровоцировала обширные дискуссии. В целом между всеми феминистскими исследователями можно обнаружить большое количество разночтений в понимании заботы, а именно они не сходятся во мнении о том, следует ли считать заботу ключевым нравственным феноменом, нужно ли ее относить к частной жизни.
Феминизм – это органическая совокупность идеологий, политических и социальных движений, направленных на расширение и уравнивание политических, экономических, личных и социальных прав для женщин и преодоление их дискриминации.
Моральный абсолютизм – это утверждение о существовании только одного источника нравственных норм, значимость которых признается универсальной и ничем не ограниченной.
На самом общем уровне заботу характеризует инициативное, деятельно-заинтересованное отношение к другому, направленному на благо содействие. Она противоположна враждебности, эгоизму, корыстным манипуляциям, равнодушию, что автоматически подразумевает открытость и доверие.
Этика заботы содержит в себе колоссальный моральный компонент, который зачастую чужд мужскому моральному сознанию и не может быть в полной мере реализован на практике представителями мужского пола. Забота не может быть реализована без учета интересов того, о ком заботится личность и последовательных усилий, прилагаемых для этого.
Забота всегда направляется вовне, предполагает устремленность к другом как к одной из высшей ценности, установку на оказание содействия высшему благу.
Заботящийся всегда в некоторой степени жертвует собственными житейскими потребностями, интересами, но забота о другом не может стать средством на пути индивидуального морального совершенствования