Внутренняя среда предприятия – это совокупность условий, элементов, факторов, которые находятся в зоне контроля предприятия и оказывают влияние на его функционирование и развитие.
Общие сведения о внутренней среде предприятия
Анализ состояния предприятия, его текущей деятельности и ее результатов с точки зрения системного подхода предполагает, прежде всего, выделение сфер функционирования и развития предприятия. Традиционным для экономической науки является выделение двух сред – внешней и внутренней.
Критерием выделения внешней и внутренней среды предприятия по общему правилу является его граница с окружающей средой. То, что находится внутри границ, под непосредственным контролем предприятия, признается его внутренней средой. Соответственно, то, что не подконтрольно предприятию, не считается его составляющей частью, является внешней средой.
Для предприятия принципиальное значение имеет грамотное управление внутренней средой и обеспечение ее гармоничного развития. Это должно стать залогом успешной деятельности предприятия и его своевременного и правильного реагирования на изменения внешней среды.
Внутренней средой предприятия называют совокупность процессов, которые протекают внутри предприятия и заключаются в преобразовании ресурсов в готовые продукты и в их реализации на рынке. Внутренняя среда предприятия является результатом принятых управленческих решений, она определяет технические и организационные условия его работы.
Большинство авторов склонно рассматривать внутреннюю среду предприятия как целостность, которая состоит из двух частей – ресурсной и операционной.
- Ресурсная часть внутренней среды предприятия представляет собой совокупность ресурсов, которые имеются у предприятия и используются им в процессе осуществления своей деятельности (например, финансовые, трудовые, материальные ресурсы, менеджмент как ресурс и т.д.).
- Операционная часть внутренней среды предприятия представляет собой совокупность процессов, в ходе которых исходные ресурсы предприятия преобразуются в готовый продукт (например, процессы снабжения, производства, сбыта, маркетинговых исследований и т.д.).
Внутреннюю среду предприятия зачастую рассматривают в качестве совокупности ситуационных факторов, которые существуют внутри предприятия и оказывают значительное воздействие на процессы принятия и исполнения управленческих решений. Совокупное действие этих факторов определяет внутренний потенциал предприятия, который реализуется в ходе хозяйственной деятельности.
Структура внутренней среды предприятия
Экономисты выделяют следующие элементы внутренней среды современного предприятия:
- Производство;
- Финансы и учет;
- Маркетинг;
- Персонал;
- Организация управления.
Важными характеристиками производства (т.е. процесса по физическому изготовлению продукции) являются объем, структура, темпы, местонахождение, обеспеченность ресурсами (величина их запасов) и скорость их использования. Кроме того, необходимо иметь в виду такие параметры производства, как номенклатура продукции, наличие и использование производственных мощностей (оборудования), их техническая эффективность, объекты интеллектуальной собственности (патенты, торговые марки и т.д.).
Финансы зачастую представляют в виде зеркала, в котором отражается вся производственно-хозяйственная деятельность предприятия. Проведение финансового анализа (а именно – определение платёжеспособности, рентабельности, финансовой устойчивости, соотношения собственных и заемных средств и т.д.) позволяет вскрыть и оценить источники проблем в вопросах формирования бюджета, планирования прибыли, управления издержками на качественном и количественном уровнях.
Маркетинговая деятельность охватывает все процессы, которые связаны с планированием производства и реализацией продукции. Она заключается в сборе необходимой информации о рынках для того, чтобы увеличить рыночную долю предприятия. Это достигается за счет реализации маркетинговых планов и программ, которые включают в себя действия в сфере рекламы, формирования имиджа и репутации, ценообразования, стимулирования сбыта и т.д.
Персонал – это один из самых ценных ресурсов современного предприятия, поэтому результаты его деятельности во многом определяются численностью, структурой, квалификацией работников, производительностью труда, текучестью кадров, уровнем заработной платы, интересами работников и способами их защиты.
Организация управления в предприятии включает в себя организационную структуру, состав и квалификацию менеджмента, интересы собственников. Кроме того, в рамках данной группы отношений формируются фирменная (корпоративная) культура, престиж и имидж фирмы, организация системы коммуникаций.
Проблемы внутренней среды предприятия в России
Рыночные отношения в России находятся на стадии становления. В связи с этим во внутренней среде многих отечественных предприятий до сих пор остаются нерешенными очень много проблем.
Целый комплекс проблем связан с использованием человеческого ресурса на предприятии. Так, у многих работников отсутствует информация о деятельности их предприятия, они недовольны низким уровнем своих заработных плат. Это дестимулирует их, из-за чего качество продукции предприятия не повышается (а то и снижается).
Проблемы производственного характера, прежде всего, связаны с высоким уровнем физического и морального износа оборудования. Кроме того, от поставщиков поступают комплектующие и материалы низкого качества.
В части организационного управления стоит отметить, что отечественные предприятия страдают частыми изменениями структуры управления, отсутствием четко определенной ответственности руководителей, слабой профессиональной подготовкой менеджеров.