Сущность внешней экономики предприятия
Под внешней экономикой предприятия следует понимать два различных аспекта:
- внешнеэкономическая деятельность;
- внешняя среда предприятия.
Первый аспект предполагает раздел знаний, связанный с выходом компании на мировой рынок. Предполагается вся совокупность действий, функции экономики предприятия, направленная на зарубежные рынки. Цель – выход, закрепление или расширение уровня присутствия на рынках мира.
Второй аспект предполагает раздел знаний, связанный с макроэкономикой. На деятельность предприятия оказывают влияние различные внешние факторы. Например, экономические, политические, технологические и другие. Из экономических факторов особенно важен уровень инфляции. Из политических – налоговая, денежно-кредитная политика государства, внешняя политика государства. Внешняя среда фирмы – это общность различных причин, условий, составляющих, которые оказывают влияние на фирму извне, оказывая влияние на деятельность.
Внешнеэкономическая деятельность
Данная область знаний основана на предпринимательской деятельности, производства. Отличием является автономность, юридическая, отраслевая принадлежность. Важный элемент – это внешняя торговля. Для организации внешнеэкономической деятельности необходимо четко определить те товары и услуги, которые будут обращаться на мировых рынках, то есть экспортироваться и импортироваться.
Основные типы, которые выделяются в структуре внешнеэкономической деятельности:
- внешняя торговля (внешнеторговая деятельность);
- международная производственная кооперация;
- финансовые, кредитные, валютные операции между участниками внешнеэкономической деятельности;
- таможня и логистика;
- отношения с внешними, международными организациями.
Внешняя среда предприятия
Процессы глобализации, усиление научно-технического прогресса все больше усиливают влияние внешних причин на деятельность фирмы. Внешняя среда фирмы обладает следующими качествами: взаимосвязанность причин, сложность, динамичность, неопределенность.
Выделяется следующая группировка причин, влияющих на фирму извне:
- административные;
- политические;
- правовые;
- институциональные;
- экологические;
- научно-технические;
- географические и природные;
- конкурентные;
- экономические;
- социальные;
- международные;
- демографические;
- инфраструктурные.
Каждая из перечисленных выше причин прямо или косвенно оказывает влияние на деятельность фирмы, на ее прибыль, расходы и доходы. Для того, чтобы оценить внешнюю среду используются следующие способы:
- СВОТ-анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз);
- модель 5 сил конкуренции М. Портера;
- карты стратегических групп;
- PESTEL – анализ (анализ политики, экономики, общества, технологий, экологии и законодательства);
- отраслевой анализ;
- стратегический анализ.
Стратегический анализ является очень важным способ оценки внешней среды предприятия, так как способствует формированию стратегии фирмы. Для проведения оценки требуется осуществить анализ макроокружения, анализ микроокружения, анализ внутренней среды, ситуационный анализ.
В ходе проведения этапов анализа, представленных выше, должны сформироваться предпочтительные стратегические действия. Например, выход на внешний рынок, модернизация, увеличение объема продаж, увеличение доли рынка и другие.