Доходы предприятия – это полученные коммерческой организацией за определенный период времени денежные средства, материальные ценности и иное имущество в результате ведения ею хозяйственной деятельности.
Расходы предприятия – это использованные коммерческой организацией в течение определенного периода времени денежные средства, материальные ценности и иное имущество в целях обеспечения ведения ею хозяйственной деятельности.
Сущность доходов и расходов предприятия и необходимость управления ими
Целью хозяйственной деятельности любого предприятия (т.е. коммерческой организации) является получение прибыли. Прибыль в самом общем виде представляет собой разницу между доходами и расходами. В этом случае рациональное предприятие вынуждено осуществлять управление собственными доходами и расходами.
Под этим понятием понимают прогнозирование и планирование доходов и расходов, организацию, регулирование, учет и анализ их получения и использования, осуществление контроля за этими процессами и т.д. Таким образом, управление доходами и расходами является одним из важнейших направлений деятельности предприятия, которое, как правило, реализуется его финансовой службой.
Доходами принято считать любое увеличение собственного капитала предприятия при условии неизменной величины вкладов ее учредителей (участников). Собственный капитал может быть увеличен в результате как увеличения активов (имущества) предприятия, так и уменьшения его обязательств.
Соответственно, обратные события (уменьшение активов и увеличение обязательств) приводят к уменьшению собственного капитала. А это уже признается расходами предприятия.
Теоретические и практические аспекты управления доходами предприятия
Как видно из приведенных определений, в состав доходов не включаются возврат ранее выданного займа или поступление предоплаты за продукцию (собственный капитал в данном случае не увеличивается). Кроме того, в качестве доходов не рассматриваются поступившие суммы обязательных платежей (например, налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных пошлин и др.). Это объясняется тем, что на предприятие возложена обязанность впоследствии перечислить эти суммы в бюджет определенного уровня.
Доходы предприятия, как правило, подразделяются на две большие группы – доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Доходы от обычных видов деятельности представлены выручкой, которую предприятие получает по итогам производства и реализации собственной продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг).
Выручка предприятия от реализации представляет собой денежную оценку дебиторской задолженности покупателя, которая возникает у него перед предприятием в результате приобретения его продукции. Эта дебиторская задолженность может быть погашена (оплачена) покупателем одним из следующих способов:
- перечислением на счет предприятия и прямой передачей ему денежных средств;
- передачей предприятию иного имущества в форме бартера;
- зачетом встречного денежного требования покупателя к продавцу в форме клиринга.
При этом дебиторская задолженность может быть погашена (оплачена) как до реализации продукции (на условиях предоплаты), так и после нее (на условиях предоставления коммерческого кредита). Выбор наиболее удобного и выгодного способа погашения дебиторской задолженности является актуальной проблемой предприятия в рамках управления собственными доходами.
Если активы предприятия используются способами, которые не соответствуют его основным видам деятельности, но при этом извлекаются доходы, то они признаются прочими. К прочим доходам предприятия причисляют доходы от предоставления активов в аренду, доходы от продажи активов, доходы от участия в уставных капиталах других организаций, безвозмездные поступления, штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров и пр.
Теоретические и практические аспекты управления расходами предприятия
Исходя из приведенного выше определения, следует, что расходом предприятия не может быть признано приобретение им основных средств (в данном случае лишь изменяется структура активов). Также это можно сказать и про погашение полученных ранее кредитов – сокращение активов предприятия нивелируется уменьшением его пассивов.
Расходы, так же как и доходы, подразделяются на связанные с основными видами деятельности и на прочие.
Расходы предприятия, вызванные ведением основных видов деятельности, включают в себя следующие разновидности затрат:
- материальные затраты на приобретение материалов, сырья, инвентаря и т.п.;
- затраты на оплату труда работников предприятия;
- отчисления на социальные нужды (в форме страховых взносов за работников и оказания им материальной помощи);
- амортизация, т.е. постепенное списание средств для замены в последующем основных средств предприятия;
- прочие затраты.
Прочими признаются расходы, которые вызваны оплатой временного владения имущества, выплатой процентов по взятым ранее кредитам, необходимостью возмещения причиненного предприятием ущерба, а также выплатой штрафов, пеней, неустоек, благотворительностью, проведению культурных, спортивных, развлекательных и иных мероприятий.
Стоит отметить, что при наступлении чрезвычайных ситуаций (например, стихийных бедствий, объявления военного положения и т.п.) может возникнуть необходимость осуществления, так называемых, чрезвычайных расходов.
Управление расходами предприятия в основном сводится к экономическому обоснованию их осуществления в заявленных размерах и к поиску способов их оптимизации, т.е. сокращения посредством отказа от ненужных статей расходов или их замены на менее затратные, а также пресечения возможности совершения необязательных расходов.