Прибыль предприятия
Прибыль - это положительная разница между расходами и доходами субъекта хозяйствования.
Экономическая деятельность предприятия связана с необходимостью регулярно создавать прибыль. В противном случае, оно будет считаться убыточным, а его деятельность нецелесообразной. Используя имущество и факторы производства, предприятие создает товар или услугу, которые будут востребованы потенциальными покупателями. Если производство осуществляется для собственных нужд, а не на продажу, то такая деятельность коммерческой не считается.
Созданный товар реализуется на рынке за счет чего формируется выручка. Предприятие обязано выплачивать налоги и взносы во внебюджетные фонды. Остальной доход используется для воспроизводства, формирования резервов и других нужд.
Существует множество видов прибыли. Они нужны для того, чтобы наиболее точно анализировать доходы и расходы, понимать особенности движения средств на предприятии. Существуют различные теории относительно источников формирования прибыли. Отклонение конъюнктуры рынка от равновесия способствует появлению прибыли. Другая теория видит причину создания прибыли в стремлении всех предприятий к монополизации рынка. Карл Маркс рассматривал прибыль, как присвоение капиталистом результатов приложения труда.
Субъективные теории прибыли рассматривают ее как своеобразную уплату предпринимателю за взятие им ответственности за потенциальные риски. Прибыль нужна для инновационной деятельности, поэтому, чтобы удержаться на рынке, предприятиям приходится наращивать доход.
Таким образом, прибыль является показателем успешности и эффективности функционирования компании. Если она отрицательна, то речь идет о проблемах в работе предприятия. В рыночной экономике все субъекты стремятся к регулярному извлечению дохода.
Значимость управления прибылью
Владелец имущества использует его для получения дополнительного дохода. Цель управления прибылью заключается в необходимости оптимизировать доходы и расходы, распределять средства в текущей и долгосрочной перспективе. В рамках цели выполняются следующие задачи:
- Предприниматель всегда стремится увеличить доход в заданных условиях. Для этого он использует все возможности предприятия и текущие обстоятельства.
- Владелец предприятия берет на себя риски принятия решений в условиях неопределенности. Все факторы спрогнозировать невозможно, поэтому он стремится достичь оптимального соотношения между доходами и расходами.
- Высокая прибыль достигается через совокупность мероприятий по повышению качества продукции, минимизации расходов, оптимизации операций, инвестированию в факторы производства.
- Капитал должен приносить доход. Все вложенные в производство средства должны давать отдачу, иначе, оно будет считаться нерентабельным.
- Предприниматель должен сформировать достаточное число источников финансирования с учетом того, что собственные средства должны превышать количество заемных средств.
- Задача руководства – обеспечить постоянный прирост стоимости компании. Эта динамика повышает интерес инвесторов, растет благосостояние участников уставного капитала.
Стоит отметить, что все вышеперечисленные требования должны осуществляться комплексно. Невозможно получить доход, оптимизируя лишь один участок работы. Требуется целостный подход ко всем элементам работы системы хозяйствования. Планирование и прогнозирование прибыли отражает основные цели и задачи функционирования предприятия в целом. Хозяйственная деятельность считается нецелесообразной, если доходы уступают расходам.
Способы управления прибылью
Управление прибылью — это последовательность мероприятий, направленных на достижение преобладания доходов над расходами. Оно подразумевает обязательное соблюдение следующих шагов:
- Выработка стратегии хозяйственной деятельности.
- Разработка и внедрение организационной структуры, способствующей достижению цели.
- Создание сопровождающих систем, способствующих быстрому и эффективному управлению процессами.
- Исследование источников формирования прибыли.
- Реализация контроля над исполнением управленческих решений.
Особенности предприятия и цели владельца факторов производства определяют способы формирования прибыли. Однако, существует ряд методов, которые используются различными фирмами для управления доходами. Среди них отмечают экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические.
Экономические методы представляют собой системы мероприятий, влияющих на производственную деятельность косвенно. То есть, руководство использует специальные рычаги и стимулы, чтобы направить работу сотрудников в нужном направлении. Сюда относят экономическое стимулирование, анализ, налоги, планирование, ценообразование и другое. В рамках экономического управления проводятся мероприятия улучшению работы финансово-кредитного механизма. Стабильность работы предприятия во многом зависит от соотношения собственных и заимствованных средств.
Организационно-распорядительные методы управления подразумевают распределение прав и обязанностей руководства и наемного персонала. Сюда относят различные методы влияния на объекты управления. Для этих целей может использоваться власть, сила, права и обязанности. Нагрузка распределяется между сотрудниками, а зоны ответственности – между руководителями. Организационно-распорядительные методы могут быть дисциплинирующими, стабилизирующими и распорядительными.
Управление может строиться на социально-психологических методах управления прибылью. С их помощью оценивается микроклимат внутри компании. Самый большой урон работе предприятия обычно наносят его сотрудники, поэтому задача работодателя – создать нормальные и безопасные условия работы.
Управление прибылью, по сути, охватывает всю деятельность предприятия, так как цель его функционирования заключается в получении дохода.