Задачи и функции управления предприятием
Управление предприятием – это влияние на хозяйственную работу организации и ее подразделений для обеспечения достижения запланированных целей.
Система управления хозяйственной деятельностью предполагает формирование целостного подхода в обеспечении выполнения коммерческих целей и задач компании. Для этого осуществляется согласование целей, факторов производства, имеющихся компетенций. Границы каждого элемента определяются исходя из особенностей функционирования предприятия.
Управление предприятием осуществляется с помощью теоретических и практических знаний в области менеджмента. Это социальная наука, предметом которой является организация социально-экономического взаимодействия людей и факторов производства.
Основная задача управления предприятием – мотивация сотрудников для достижения наилучшего результата. Оно выполняет следующие функции в хозяйственной деятельности:
- Планирование работы предприятия.
- Практическая реализация стратегии и тактики.
- Внесение корректировок при выполнении оперативных задач.
- Контроль исполнения управленческих решений.
Система управления строится на сборе и анализе данных о состоянии внутренней и внешней среды, формировании плана достижения коммерческой цели, а также составления альтернативных вариантов развития событий. Далее формируется прогноз будущего положения предприятия, совершаются действия по реализации плана на практике. Обязательным элементом управления является контроль. Он направлен на отслеживание качества выполнения управленческих решений, а также на создание обратной связи. Обратная связь необходима для сбора и анализа информации с целью улучшения методов и принципов управления, действующих на предприятии.
Управление предприятием - это комплекс мер, методов и принципов регулирования хозяйственной деятельности объекта экономики для обеспечения выполнения им поставленных собственником задач и целей.
Организационная структура предприятия
Организационная структура предприятия создается под цели его существования. Она может состоять из подразделений, каждое из которых будет обеспечивать работу бизнес-процессов. Организационная структура, по сути, представляет собой концепцию, вокруг которой формируется кадровый состав, каждый член которого выполняет четко определенные функции. Она необходима для описания последовательности принятия и исполнения управленческих решений, а также выявления лидеров на ключевых позициях.
Организационная структура предприятия необходима для выполнения следующих задач:
- Обеспечение порядка в принятии и реализации решений.
- Установление связей между элементами структуры.
Любая организация естественным путем формирует структуру внутреннего взаимодействия. Ее элементами являются: управление, принципы работы предприятия, система распределения трудовых обязанностей. Существует ряд устоявшихся организационных систем. Линейная структура является самой простой. Управление осуществляется сверху вниз, поэтому данная система управления подходит для малых предприятий. Линейно-штабная структура строится на совокупности линейных руководителей, которые не имеют права принимать управленческие решения. Их главная задача – выполнение решений высшего руководства и контроль над исполнением рабочих заданий подчиненными.
Функциональная структура классифицирует кадровый состав в зависимости от выполняемых видов деятельности. Структура дивизионального типа группирует сотрудников в зависимости от линейки продуктов, а также рынка и географии продаж. Структура может быть рыночной, привязанной к особенностям сегмента рынка, на котором работает предприятие. Матричная структура хорошо подходит для крупных компаний. В них подчинение происходит двум и более руководителям.
Совершенствование организационной структуры управления предприятием
Совершенствование организационной структуры управления предприятием необходимо для решения следующих задач:
- Качественная организация деятельности компании.
- Определение оптимального количества персонала.
- Разделение обязанностей.
- Обеспечение целостности выполняемых действий.
Управление может осуществляться без четкой структуры, но в этом случае эффективность будет ниже, чем при создании системы отношений внутри компании. Структурирование организации отвечает жизненному циклу ее существования. Структура закладывается при создании компании, а в периоды кризисов состав управляющего звена сокращается.
Важно, чтобы выбранная организационная структура могла быть преобразована в зависимости от изменений, под воздействием факторов внешней и внутренней среды. Для отслеживания тенденции необходимо проводить постоянный анализ качества менеджмента процессов. Организационная структура проектируется в процессе разработки бизнес-плана. При практической реализации в нее вносятся коррективы в зависимости от выявленных противоречий и требований.
Сложность оценки работоспособности организационной структуры и ее соответствия глобальным целям предприятия заключается в том, что это невозможно сделать с помощью одного показателя. Структура должна не только обеспечивать достижение целей, но и соответствовать специфике предприятия в целом. Для оценки ее работоспособности на предприятии вырабатывается комплекс показателей, способных максимально точно описать эффект от ее работы. Оценка должна проводиться на всех этапах существования предприятия.
Цель управления заключается в рационализации выполнения хозяйственных действий, создании условий оптимального использования ресурсов, повышении эффективности работы предприятия. Функционирование компании вносит свои коррективы в структуру управления. Основная задача – повысить управляемость, прозрачность хозяйственных процессов, качество обратной связи.