Прибыль – это финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени, который выражен в разнице между полученной валовой выручкой и понесенными денежными издержками.
Рентабельность – это показатель результативности хозяйственной деятельности предприятия за определенный период времени.
Сущность прибыли и рентабельности предприятия
В основе функционирования любого предприятия лежит стремление к регулярному получению максимально возможной прибыли. Именно оно определяет специфику и основные направления деятельности хозяйствующего субъекта.
Сущность прибыли позволяет ее охарактеризовать как финансовый результат производственной и коммерческой деятельности предприятия. Это значит, что о наличии прибыли и о ее размере можно полноценно судить только по окончании определенного периода времени (как правило, по завершению календарного года производственного цикла).
Финансовый характер прибыли означает, что она выражается в денежной форме, т. е. единицей измерения прибыли является валюта (рубль, доллар, евро и др.). Значение прибыли получается в результате вычитания из валовой выручки (доходов), которая была получена предприятием, денежных издержек (расходов), которые предприятие было вынуждено понести.
Подобная интерпретация определения прибыли равнозначна категории «бухгалтерская прибыль». Она учитывает только те финансовые потоки, которые были фактически осуществлены, что нашло отражение в документах бухгалтерского учета.
Кроме нее предприятия зачастую пользуются категорией «экономическая прибыль». При ее определении учету также подлежит прибыль, которая могла быть получена предприятием, если оно вложило свой капитал в наилучший из других оставшихся вариантов инвестирования.
Нормальной считается ситуация, когда бухгалтерская прибыль предприятия имеет положительное значение, а экономическая прибыль равна нулю.
Размер прибыли позволяет дать оценку эффективности деятельности предприятия. Однако размер прибыли во многом зависит от размера предприятия и масштабов его деятельности. Поэтому более справедливую оценку может дать не прибыль, которая является абсолютным показателем, а рентабельность, которая является относительным показателем.
Значение рентабельности определяется в результате деления прибыли на другой показатель, который выражен в стоимостной форме и раскрывает определенный аспект деятельности предприятия. Например, выделяют рентабельность активов, рентабельность собственного капитала, рентабельность продаж и т.д.
Заметим, что рентабельность предприятия прямо пропорционально (т.е. зависит от) его прибыли. Значит, при увеличении прибыли рентабельность также будет расти, и наоборот. Следовательно, повышение рентабельности (как и повышение прибыли) тоже является одной из главных целей, которые стоят перед предприятием.
Пути повышения прибыли и рентабельности предприятия
Прибыль предприятия находится под воздействием большого числа факторов как внутренней, так и внешней среды. Во внутренней среде на размер прибыли влияют уровни автоматизации и механизации труда, диверсификации производства, профессиональной подготовки рабочих, квалификации менеджеров и т.д. Внешние факторы преимущественно являются макроэкономическими – темп инфляции, уровень процентных ставок на финансовых рынках, размер налогового бремени, платежеспособность потребителей и т.д.
Учитывая перечисленные факторы, в качестве основных путей повышения прибыли предприятия можно выделить следующие действия, которые могут быть предприняты руководством:
- Увеличение объемов производства продукции, что позволит предприятию получить экономию на масштабе производства;
- Снижение себестоимости продукции при сохранении на прежнем уровне ее качества и расценок на нее (этого можно добиться за счет совершенствования организации производства и труда, автоматизации и телемеханизации производственных процессов);
- Повышение качества выпускаемой продукции, благодаря чему произойдет повышение ее конкурентоспособности и привлекательности в лице потребителей, а также соответствующий ему рост объемов продаж продукции (этого можно добиться за счет повышения квалификации рабочих, внедрения в производственный процесс новой техники и прогрессивной технологии);
- Увеличение цены на продукцию, что может полноценно сработать только при небольшом увеличении, когда на продукцию имеется неэластичный спрос и рынок функционирует не при жестком государственном регулировании;
- Совершенствование ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции, которое будет заключаться в увеличении удельного веса продукта, приносящего предприятию больше прибыли.
Пути повышения рентабельности предприятия включают в себя два относительно самостоятельных направления – пути повышения прибыли и пути снижения затрат. Специфика рентабельности как экономического показателя заключается в том, что два обозначенных направления, которые обычно противоречат друг другу, должны быть согласованы.
В современных условиях рентабельность производственной и коммерческой деятельность может быть повышена предприятием через реализацию следующих путей:
- Удешевление элементов авансированного капитала предприятия;
- Снижение текущих затрат предприятия на производство продукции;
- Активизации инвестиционной и инновационной деятельности предприятия;
- Повышение уровня организации труда и производства и др.
Кроме того, отечественным производителям должно помогать государство. Регулирование им национальной экономики должно способствовать росту производительности труда и снижению стоимости ресурсов, которые используются в производстве, в расчете на единицу продукции.