Сущность коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность является одной из ключевых категорий современной экономики. Она является способом реализации коммерческих отношений между субъектами рынка, которые в свою очередь являются стимулом для развития производства, потребностей и активации товарно-рыночного обмена.
Коммерческая деятельность включает в себя ряд процессов и операций (организационно-управленческие, экономические, правовые), кроме технологических. Вместе с тем она тесно взаимосвязана с технологией торговых процессов. Данные процессы дополняют друг друга и вместе формируют систему функционирования торговой отрасли.
Важное значение в коммерческой деятельности играют коммерческий процесс и коммерческая операция. Коммерческий процесс характеризует выполнение операций, обеспечивающих различные аспекты товарно-денежного обмена (организационный, социальный, экономический, социальный, правовой), в определенной последовательности. Коммерческая операция – это совокупность приемов и способов, которые обеспечивают функционирование разных стадий товарно-денежного обмена.
Цель коммерческой деятельности и ее функции
Независимо от того, в какой сфере реализовывается коммерческая деятельность (производственная, торговая, финансовая, биржевая и т.п.), ее основной целью было и есть получение прибыли.
Созданием благоприятных условий для осуществления эффективной коммерческой деятельности, в том числе решением социальных задач, занимается государство.
Коммерческая деятельность должна обосновывать поведение торговой организации на рынке, управлять куплей-продажей, изучать и развивать потенциальные потребности рынков и их сегментов для формирования реальной картины конкурентных преимуществ, адаптировать предприятие к рыночной среде, оптимизировать издержки, связанные с совершением коммерческих сделок.
Принципы коммерческой деятельности
Особенности организации коммерческой деятельности на рынке подчеркиваются основными правилами ее осуществления – принципами. Коммерческая деятельность основана на ряде принципов:
- Наличии экономической свободы субъектов хозяйственной деятельности. Свобода субъектов хозяйствования провялятся в самостоятельном определении объемов и структуры закупок, условий поставок, выборе партнеров по сделкам;
- Наличии конкурентоспособности. При появлении на рынке организаций, выпускающих аналогичный товар, покупателям приходится выбирать, что приводит к борьбе предприятий за долю рынка;
- Способности адаптироваться к изменяющимся условиям рынка;
- Увеличении эффективности производства. Данный принцип тесно связан с достижением главной цели – получением прибыли. Получение прибыли прежде всего происходит за счет освоения новых рынков, увеличения объемов продаж, ассортимента, повышения культуры обслуживания;
- Снижении экономического риска. Осуществление коммерческой деятельности происходит в условиях меняющихся правовой базы, налогообложения, систем кредитования, изменяющейся динамики конъюнктуры рынка;
- Ориентации на покупателя. Данный принцип заключается в изучении спроса и удовлетворении потребностей покупателей;
- Оптимальности. Заключается в принятии оптимальных коммерческих решений на протяжении всего периода деятельности предприятия. Сюда относится, например, выбор поставщиков, формирование ассортимента;
- Соблюдении действующего законодательства;
- Использовании современных технологий.
Для выполнения вышеописанных задач необходимы неразрывная связь коммерции с маркетингом, направленность коммерции на учет меняющихся требований рынка, умение предвидеть коммерческие риски, выделение приоритетов, проявление личной инициативы.