Сущность прибыли
Прибыль предприятия - это конечный итог хозяйственной деятельности за определенный период.
Поскольку предприятие ведет свою деятельность по разным направлениям, можно говорить о том, что результаты имеют множественный характер. Аналитик может определить, какая степень детализации результатов требуется. Обычно выделяют результаты:
- финансовой,
- производственной,
- инвестиционной,
- коммерческой,
- инновационной,
- управленческой,
- снабженческой,
- технической и технологической,
- организационной,
- социальной и другой деятельности.
Совершенно нормально, если в процессе работы предприятия получает убытки по отдельным хозяйственным операциям. Некоторые виды деятельности сами по себе по сути убыточные, но закладывают базу для получения прибыли по другим направлениям.
Как экономическая категория прибыль служит отражением чистого дохода, созданного в процессе предпринимательской деятельности в сфере материального производства. В условиях товарно-денежных отношений на уровне отдельного предприятия чистый доход воплощается в форме прибыли. Устанавливая цены на продукцию, компании продают её потребителю, что позволяет получить денежную выручку. Однако получение выручки ещё не означает получение прибыли. Чтобы выявить финансовый результат, требуется провести сопоставление выручки с понесенными на производство и реализацию затратами. Эти затраты представляют собой себестоимость.
Если выручка больше, чем себестоимость, можно говорить о получении прибыли. Если выручка и себестоимость равны, предприятию удается лишь возместить понесенные на производство и реализацию затраты. Реализация не привела к убыткам, но и прибыль отсутствует. У компании нет источника научно-технического, производственного и социального развития. Если затраты превышают выручку, предприятие фиксирует убытки, то есть отрицательный финансовый результат. Это ухудшает финансовое положение компании и в перспективе может стать причиной банкротства.
Прибыль рассматривается как ключевая категория рыночных отношений. Она выполняет ряд функций:
- позволяет определить экономический эффект, который компания получила в результате финансово-хозяйственной деятельности,
- оказывает стимулирующее воздействие. Это связано с тем, что прибыль одновременно выступает как основной элемент финансовых ресурсов компании и финансовый результат её деятельности,
- служит важным источником формирования бюджетов на разных уровнях. Она поступает в государственный бюджет в форме налогов. Совместно с другими доходными поступлениями прибыль позволяет финансировать совместные общественные потребности, обеспечивать выполнение государственных функций, реализовать государственные программы.
Оптимизация прибыли
Как правило, говоря об оптимизации прибыли, подразумевают её максимизацию. Чтобы максимизировать прибыль, чаще всего применяют один из двух известных способов наращивания доходов компании:
- путем более экономного распределения используемых ресурсов,
- путем увеличения задействованного капитала.
В первом случае производители ориентируются на снижение затрат, во втором - на повышение производственных результатов.
Под оптимизацией прибыли понимают процесс определения и вычисления прибыли организации исходя из доступного к использованию объема трудовых, материальных, финансовых и других ресурсов.
Оптимизацию прибыли ведут отдельно по каждому направлению деятельности организации. Благодаря этому можно не только облегчить планирование, но и корректно вычислить предполагаемую величину налоговых выплат, поскольку к разным видам деятельности применяется разная ставка налога на прибыль: одни виды деятельности облагаются по льготной ставке, другие - по повышенной.
В качестве объекта оптимизации рассматриваются планируемые компоненты балансовой прибыли. В первую очередь речь идет о прибыли от реализации продукции, оказания услуг, выполнения работ. Фундаментальным показателем при этом выступает производственная программа, базирующаяся на хозяйственных договорах и заказах клиентов. В ходе оптимизации необходимо не просто учитывать все влияющие на финансовые результаты факторы, но и определять их значение, обеспечивающее максимизацию прибыли.
Основные методики планирования и оптимизации прибыли делятся на три группы:
- традиционные методы,
- экономико-математические методы,
- методы маржинального анализа.
Традиционными считаются методы:
- прямого ассортиментного расчёта,
- укрупненный метод расчета по плановому объему товарной продукции и изменению остатков готовой продукции,
- совмещённого расчёта.
Наиболее распространён метод прямого счета. Если у предприятия незначительная номенклатура производимой продукции, применяют укрупненный метод прямого счета, а при более широком ассортименте - метод поассортиментного расчёта. Этот метод целесообразно применять для краткосрочного периода, в котором не меняются цены.
Если предприятие применяет аналитический метод расчёта, отдельно учитывается сравнимая и несравнимая товарная продукция. Сравнимой считается продукция, которая выпускалась в базисном году, по которой известны объем выпуска и фактическая себестоимость.
Среди методов маржинального анализа выделяют:
- расчёт точки безубыточности,
- моделирование прибыли по методу затраты-выпуск-прибыль,
- планирование прибыли по эффектам финансового и операционного рычага,
- планирование прибыли по предельным издержкам и предельному доходу.
Эти методы обеспечивают современный подход к системе финансового контроля, учета затрат и формирования прибыли. Однако для их использования требуется выполнение ряда условий, таких как:
- устойчивость переменных расходов в структуре выручки от продаж,
- постоянство объёма постоянных расходов,
- стабильная структура продаж по категориям продукции.
Экономико-математические методы строятся на основе экономических моделей, которые учитывают различные факторы хозяйственной деятельности. Достоинства факторных моделей:
- возможность применения в условиях малой информационной базы,
- возможность выявления факторов, значительно влияющих на изменение прибыли, с последующим воздействием на них,
- применимость для проверки расчета прибыли другими способами.
Таким образом, оптимизация прибыли включает её планирование и анализ. Благодаря применению факторных моделей анализа и прогнозирования руководство предприятия расширяет свои возможности оптимизировать прибыль. Эти модели хорошо алгоритмизируются и могут использоваться при обработке данных на компьютере.