Прибыль – это абсолютный показатель хозяйственной деятельности предприятия, который представляет собой превышение доходов предприятия (выручки) над его расходами (издержками, затратами).
Рентабельность – это относительный показатель хозяйственный деятельности, который рассчитывается в результате деления прибыли предприятия на другой анализируемый абсолютный показатель.
Характеристика прибыли как показателя хозяйственной деятельности предприятия
Получение прибыли является главной целью хозяйственной деятельности предприятия (коммерческой организации), смысл его функционирования заключается именно в получении прибыли. Прибыль играет для любого предприятия важную роль, поскольку она является источником финансовых ресурсов и образования фондов накопления, потребления, развития и т.д.
С помощью денежных средств, полученных в рамках прибыли, у предприятия появляется возможность материально стимулировать членов трудового коллектива, предоставить им ряд социальных льгот и т.д. Также большая прибыль позволяет заменить устаревшее имущество на новое, произвести на предприятии модернизацию производственного процесса.
В науке бухгалтерского учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности принято выделять несколько разновидностей прибыли, которые отличаются включением или не включением в рассмотрение отдельных видов деятельности. Прибыль предприятия может быть следующей:
- валовая прибыль – это разница между выручкой предприятия и себестоимостью продаж;
- прибыль от продаж – это разница между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами;
- прибыль до налогообложения – это разница между суммой прибыли от продаж, доходов от участия в других организациях, процентов к получению, прочих доходов и суммой процентов к уплате и прочих расходов;
- чистая прибыль – это разница между суммой прибыли до налогообложения, изменения отложенных налоговых активов и суммой текущего налога на прибыль, изменения отложенных налоговых обязательств.
Если значение прибыли оказывается отрицательным, т.е. ниже нуля, то говорят о том, что предприятие несёт убытки.
Величина прибыли определяется в результате действия нескольких факторов. Главными из них являются следующие:
- величина рыночного спроса на продукцию, производимую и реализуемую предприятием;
- текущий объем производства;
- уровень конкурентоспособности условий реализации продукции (ценовая политика, скорость и качество поставки продукции и обслуживания клиентов во время и после продажи);
- ассортимент выпускаемой продукции.
Прибыль является одним из основных показателей, который при соотношении с другими показателями позволят определить эффективность использования предприятием имеющихся в распоряжении экономических ресурсов. Однако прибыль, которая объединяет в себе все стороны деятельности, сама по себе способна охарактеризовать достижение предприятием эффекта в результате финансово-хозяйственной деятельности.
Характеристика рентабельности как показателя хозяйственной деятельности предприятия
Несмотря на то, что прибыль является основной целью любого предприятия, ее наличие еще не означает, что предприятие работает эффективно. Для ответа на данный вопрос необходимо соотнести абсолютный показатель прибыли с рядом других абсолютных показателей. В результате подобной операции определяется значение такого показателя, как рентабельность.
С помощью показателя рентабельности можно оценить эффективность управления предприятием, правильность и рациональность управленческих решений (в части управления ресурсами предприятия). Кроме того, ее показатель является основанием для повышения интереса инвесторов к данному предприятию, что выражается в росте его рыночной стоимости (капитализации). Рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия и усилению его позиций в конкурентной борьбе.
В настоящее время чаще всего выделяют и рассчитывают следующие разновидности рентабельности:
- рентабельность собственного капитала (ROE, Return On Equity) – это отношение чистой прибыли предприятия к его собственному капиталу;
- валовая рентабельность – это отношение валовой прибыли предприятия к его выручке;
- рентабельность продаж (ROS, Return On Sales) – это отношение операционной прибыли предприятия к его выручке;
- рентабельность активов (ROA, Return On Assets) – это отношение чистой прибыли предприятия (или суммы чистой прибыли и процентного расхода) к его активам;
- рентабельность персонала (ROL) – это отношение чистой прибыли предприятия к сумме его затрат на персонал;
- рентабельность себестоимости (Profitability of the Cost of Sales) — это отношение прибыли предприятия к закупочной стоимости сырья, материалов, ресурсов и т.п.
Эти показатели характеризуют разные направления хозяйственной деятельности предприятия (например, производственную, предпринимательскую, инвестиционную). Однако их система позволяет получить комплексное представление о том, каких результатов достигло предприятие за определенный период времени.
Все эти разновидности рентабельности имеют общий смысл – определение суммы прибыли с одного рубля капитала, вложенного в ту или иную сферу финансово-хозяйственной деятельности. В этой связи величина данных показателей не должна быть отрицательной или слишком низкой по сравнению со среднеотраслевыми показателями, среднерыночными, с доходностью ценных бумаг и других финансовых активов.
Таким образом, прибыль и рентабельность являются основными показателями хозяйственной деятельности предприятия, которые используются всеми участниками рыночных отношений для определения текущего положения на рынке и перспектив развития в будущем.