Прибыль: сущность понятия, разновидности, методы расчета
Прибыль – это конечный финансовый результат экономической деятельности любой коммерческой организации. Она представляет собой разницу между ценой реализованной продукции и себестоимостью её производства.
Чаще всего в качестве уменьшаемого берут выручку, под которой рассматривают произведение цены единицы продукции на объём её реализации. А вычитаемым признают совокупные издержки производства – как постоянные, так и переменные. Таким образом, величина прибыли даёт характеристику тому чистому доходу, который предприятие получило в сфере материального производства.
В экономической теории и практике принято выделять несколько разновидностей прибыли. Согласно этому подходу, валовая (общая) прибыль предприятия складывается как сумма прибыли от следующих операций:
- от реализации товарной продукции, то есть основной продукции, на производстве которой предприятие специализируется;
- от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера (продукции подсобных хозяйств, которые находятся на балансе предприятия), которые рассматриваются предприятием как результат дополнительной, второстепенной детальности;
- от реализации основных фондов и иного имущества, которое находится в собственности у предприятия и не предполагается им к использованию в дальнейшей производственной деятельности;
- от внереализационных доходов и расходов, которые непосредственно не связаны с производством и реализацией продукции, это, например, безвозмездное получение активов, штрафы, пени, неустойки и др.
Предприятие может рассчитать собственную прибыль посредством использования одного из следующих методов:
- метод прямого счета – заключается в вычитании из полученной предприятием выручки от реализации продукции (уменьшенной на сумму налога на добавленную стоимость и акцизов) её полной себестоимости; как правило, используется предприятиями, у которых небольшая номенклатура выпускаемой продукции;
- аналитический метод – заключается в реализации трех этапов: во-первых, в расчете базовой рентабельности за отчетный период (ожидаемая прибыль делится на полную себестоимость), во-вторых, в определении на очередной период объема товарной продукции, в-третьих, в оценке влияния на прибыль ряда факторов (цен, качества, номенклатуры); как правило, используется предприятиями, у которых значительная номенклатура выпускаемой продукции;
- метод совмещенного расчета – заключается в совмещении метода прямого счета (в части оценки стоимости товарной продукции) и аналитического метода (в части оценки влияния определенных факторов на плановую прибыль).
После того, как предприятием определена валовая (общая) прибыль, которая учитывает эффект от ведения всей хозяйственной деятельности, определяют величину налогооблагаемой (расчётной) прибыли. Для этого нужно скорректировать величину валовой прибыли, принимаемой за налоговую базу, в соответствии с действующем налоговым законодательством (то есть вычесть ту часть прибыли, которая не облагается налогом на прибыль).
Часть валовой прибыли, которая осталась после уплаты налогов и других обязательных платежей, называется чистой прибылью. Именно она является итоговым финансовым результатом деятельности предприятия. Если результат отрицательный, то у него возникает убыток, который приводит к росту кредиторской задолженности. В обратном случае у предприятия остаются свободные денежные средства, которые могут быть направлены на выплаты прибили собственникам, на рефинансирование своей производственно-хозяйственной деятельности, на формирование резервов и т.д.
Рентабельность как показатель, отражающий эффективность деятельности предприятия
Величина прибыли предприятия характеризует экономический эффект от ведения им хозяйственной деятельности. То есть она является абсолютным показателем, относительным же показателем эффективности его деятельности является рентабельность.
Рентабельность характеризует текущую конкурентоспособность предприятия и позволяет дать комплексную оценку всем сторонам его производственно-хозяйственной деятельности. Для этого прибыль предприятия соотносят либо с себестоимостью продукции, либо с производственными фондами предприятия.
В процессе анализа экономической деятельности коммерческой организации принято определять несколько показателей рентабельности, каждый из которых дает оценку различной природы:
- общая рентабельность производства рассчитывается в результате деления его прибыли на сумму использованных оборотных средств и среднегодовой стоимости основных средств;
- рентабельность продукции рассчитывается в результате деления объема реализованной продукции на ее полную себестоимость;
- рентабельность активов рассчитывается в результате деления чистой прибыли предприятия на среднегодовую стоимость его совокупных активов;
- рентабельность собственного капитала рассчитывается в результате деления чистой прибыли предприятия на среднегодовую стоимость собственного капитала.
Таким образом, рентабельность является эффективным инструментом мониторинга за уровнями эффективности производства, отдачи затрат и использования ресурсов. Её изменение свидетельствует о том, в каком направлении сейчас развивается предприятие.