Особенности менеджмента в малом бизнесе
Под менеджментом понимают профессиональную деятельность по управлению организацией в условиях риска и неопределенности, когда руководству предоставляется значительная степень свободы в принятии стратегических и тактических решений.
Менеджмент как процесс осуществляется как в крупных корпорациях, так и на совсем небольших фирмах, но формы его существенно отличаются.
Понятие малого бизнеса объединяет достаточно разнородные предприятия – от микропредприятий, на которых работает один собственник, до компаний с несколькими десятками сотрудников. Безусловно, численность персонала оказывает решающее значение при определении специфики менеджмента - на микропредприятиях нет никакого смысла создавать управленческое подразделение, как правило, все руководящие функции осуществляет непосредственно собственник (или собственники) бизнеса.
У совмещения ролей – управляющий и собственник – есть существенный недостаток. Если бизнес развивается успешно, человек начинает считать, что сам все знает и умеет, и упускает возможность использования взгляда со стороны, чужого опыта, ценного мнения. Нередко такое самомнение приводит к замедлению развития или даже банкротству бизнеса.
С другой стороны, подобное единоначалие позволяет сократить разногласия по целям и задачам деятельности, а также при принятии управленческих решений. Такой руководитель лично заинтересован в результатах функционирования предприятия, его не требуется дополнительно мотивировать.
Процесс организации управления нацелен на создание структуры предприятия и распределение должностных полномочий (и связанной с ними ответственности).
По мере роста на предприятии возникает необходимость в формировании управленческой группы: кроме собственника (собственников) в нее входит главный бухгалтер, коммерческий директор и т.д. Однако квалификации управленческих кадров нередко оказывается недостаточно, и компании прибегают к услугам специализированных консалтинговых фирм.
Менеджмент малого бизнеса решает в первую очередь задачу обеспечения эффективности и конкурентоспособности предприятия.
В целом можно выделить следующие особенности менеджмента малого бизнеса:
- менеджер общается с подчиненными напрямую, а не через цепочку руководителей более низкого звена, поэтому авторитет в значительной степени определяется личными и профессиональными качествами;
- менеджер должен быть гибким в работе, чтобы реализовать гибкость как одну из важнейших сильных сторон малого бизнеса;
- менеджер работает с подчиненными как с отдельными личностями, а не группами;
- менеджер должен учитывать отношения (личные) в коллективе;
- менеджер должен сам задавать направлении обучения и развития подчиненных;
- ответственность за атмосферу в коллективе и результаты работы лежит на менеджере.
Стили менеджмента в малом бизнесе
Исследователи выделяют три «чистых» стиля в управлении – авторитарный, демократический и либеральный. Исходя из этого, можно рассмотреть пять характерных моделей поведения менеджера:
- диктатор – менеджер, который ориентируется на показатели производства и не уделяет внимания сотрудникам как личностям. Атмосфера в коллективе напряженная.
- демократ, напротив, осуществляет минимальный контроль за работой.
- пессимист стремится свести свое вмешательство к минимуму, полагая: «Пусть все идет, как идет».
- манипулятор стремится к достижению компромисса, манипулируя людьми.
- самым продуктивным является менеджер-организатор, который учитывает как цели производства, так и потребности людей, ориентируется на развитие и инновации.