Конкуренция как мотиватор малого бизнеса
Под конкуренцией (от лат. concurro – сталкиваться) понимают борьбу между экономическими субъектами с целью получения выгоды.
Экономические субъекты могут конкурировать как на рынке производимых товаров и услуг (конкуренция за потребителя), так и на рынке ресурсов (в том числе трудовых).
Для малого бизнеса конкуренция является мотиватором, двигателем прогресса. Конкуренция способствует регулированию сегментов рынка, предоставляя любой компании шанс стать лидером.
Различают ценовую и неценовую конкуренцию. Смысл ценовой конкуренции заключается в том, чтобы предложить покупателям товар по более низкой цене (либо продавцам ресурсов, за которые идет борьба, более высокую цену). Для того, чтобы снизить цены на продукцию, но при этом получать прибыль, малые предприятия должны совершенствовать производственный процесс, снижать издержки – например, снижать потери от брака, улучшать технологию производства. Смысл неценовой конкуренции – в том, чтобы предложить товары и услуги более высокого качества, чем у конкурентов.
Следует отметить, что конкуренция может оказывать и негативное влияние. Так, стремясь сократить издержки, производитель может пойти по пути снижения качества товара, использовать приемы недобросовестной конкуренции.
Виды конкуренции в малом бизнесе
Конкуренция может быть классифицирована по различным основаниям:
- по способу соперничества;
- по характеру развития;
- по структуре рынка.
По способу соперничества конкуренция бывает ценовая и неценовая.
По характеру различают горизонтальную и вертикальную конкуренцию. Горизонтальная конкуренция возникает между производителями одного и того же продукта (даже если их изделия различаются по характеристикам – например, между производителями автомобилей). Вертикальная конкуренция охватывает несколько продуктовых ниш, связанных с удовлетворением одной потребности. Например, человек испытывает потребность в развлечениях; в этом плане конкурентами будут клубы, кинотеатры, театры и производители настольных игр.
По структуре рынка различают совершенную и несовершенную конкуренцию. Для совершенной конкуренции характерно, что участников рынка много, барьеров для входа на рынок не существует, и ни один из участников не оказывает решающего влияние на цены и масштабы продаж на рынке. В условиях несовершенной конкуренции существует некое нарушение предпосылок конкурентного развития рынка – например, барьеры для входа на рынок, или раздел рынка между несколькими крупными игроками. Малый бизнес может участвовать и в том, и в другом виде конкуренции: например, конкурентами могут являться расположенные на одной улице маленькие парикмахерские; продуктовый магазин формата «возле дома» в определенном смысле конкурирует с крупной сетью супермаркетов.
Недобросовестная конкуренция в малом бизнесе
Наряду с добросовестной конкуренцией, нередким является использование приемов недобросовестной конкуренции. Некоторые приемы запрещены законодательно, другие – противоречат только нормам деловой этики. К приемам недобросовестной конкуренции можно отнести:
- копирование логотипа, товарного знака, бренда;
- дискредитацию конкурента, включая распространение заведомо ложной информации;
- промышленный шпионаж;
- умышленную порчу имущества конкурента;
- демпинг;
- подкуп поставщиков, заказчиков или сотрудников конкурента.
Меры борьбы с недобросовестными конкурентами могут быть как судебными (некоторые из действий, если удастся доказать вину их исполнителя и заказчика, влекут ответственность вплоть до уголовной), так и направленными на восстановление репутации.