Совершенная конкуренция - это идеализированное состояние рынка, при котором отдельный покупатель и отдельный продавец не могут повлиять на рыночную цену, но формируют ее за счет своих суммарных вкладов в рыночный спрос и предложение.
Признаки и условия совершенной конкуренции
При совершенной конкуренции фирмы абсолютно свободны в действиях, такой рынок наиболее удобен для обмена благ и установления цен. На нем работают многочисленные продавцы и покупатели одноименных товаров. Продавец производит ценообразование на основе стихийных взаимодействий спроса и предложения. Сегодня в экономике по принципам чистой конкуренции функционируют как отдельные фирмы, так и целые отрасли. Например, реализация сельскохозяйственной продукции основана на свободном соотношении спроса и предложения.
Среди отличительных признаков рынка совершенной конкуренции можно назвать:
- взаимозаменяемость, однородность и стандартизированность продукции;
- наличие множества мелких фирм, которые в отдельности занимают менее 1% объема продаж, а увеличение или сокращение производства у одной из них не повлечет изменение рынка;
- отсутствие интереса у фирм относительно производственных решений друг друга, поскольку конкуренты не несут опасности для их собственной деятельности;
- каждый продавец и покупатель в равной мере владеют информацией о рынке;
- фирмы конкурируют между собой исключительно по ценам;
- каждый продавец принимает цены извне, как заданные величины.
- отсутствие существенных барьеров для входа на рынок;
- покупателю безразлично, товары какой фирмы приобретать.
Равновесная цена – это ориентир деятельности всех фирм, позволяющий им определять свое место на рынке.
В условиях совершенной конкуренции экономика подразумевает наиболее эффективное использование ресурсов, поскольку у каждого производителя есть стремление к совращению затрачиваемых ресурсов на единицу продукции.
Совершенная конкуренция возникает на рынке с множеством фирм, которые производят однородный товар; с равным доступом ко всем ресурсам и информации; и при отсутствии сговора между продавцами.
При совершенной конкуренции уровень спроса всегда соответствует рыночной равновесной цене, а размер средних и предельных доходов фирмы равен рыночной цене продукции. При совершенной конкуренции фирмы максимизируют прибыль, выбрав тот объем производства, который обеспечивает равенство предельных доходов и предельных затрат с ценой товара.
Поведение фирмы на рынке совершенной конкуренции в краткосрочном периоде
Для фирм краткосрочным является тот период, во время которого они не могут изменить свою производственную мощность. При этом фирма может изменить лишь интенсивность использования данных мощностей за счет корректировки использования ресурсов (сырья, топлива, энергии, живого труда и т.д.), В краткосрочном периоде фирма располагает постоянным капиталом, максимизируя прибыль за счет изменения объема производства.
Фирма, действующая в краткосрочном периоде, на рынке совершенной конкуренции может придерживаться трех принципиальных вариантов поведения:
- производство для извлечения максимальной прибыли;
- производство для сокращения возникающих убытков;
- полное прекращение производства.
Фирма производит товар, издержки зависят от объема производства, а товар продается по текущим рыночным ценам. При этом фирме остается только выбрать такой объем продаж, благодаря которому возможно максимизировать прибыль.
Под оптимальным объемом выпуска принято понимать объем, позволяющий фирме получать максимальную прибыль от реализации собственной продукции. Для расчета оптимального объема выпуска фирма должна оценить целесообразность производства данного товара, пределы такого производства и объем предполагаемой прибыли.
На рынке совершенной конкуренции при определении оптимального объема выпуска фирме следует понимать, что:
- ничего не производя в краткосрочном периоде, фирма несет убытки, соответствующие ее постоянным издержкам;
- целесообразным считается продолжение производства, если фирма может получать или прибыль, или убыток ниже суммы постоянных издержек;
- целесообразным считается такой объем производства, который обеспечит фирме максимальную прибыль или принесет минимальные потери.
Поведение фирмы в долгосрочном периоде
В условиях совершенной конкуренции долгосрочным называется период, достаточный для изменения объема привлекаемых ресурсов и производственной мощности.
Вход и выход на рынок совершенной конкуренции открыт для любой фирмы без исключений. Поэтому в долгосрочной перспективе прибыльность бизнеса становится регулятором ресурсов, используемых в отрасли.
Если рыночные цены, установившиеся в отрасли, выше суммы минимальных средних издержек, то получение экономической прибыли становится своеобразным мотивом для вхождения в отрасль все новых фирм. При отсутствии барьеров на этом пути возникнет ситуация, когда производство конкретной продукции будет требовать все большей доли ресурсов. В обратной ситуации, экономический убыток станет «антистимулом», отпугивающим предпринимателей и сокращающим объем ресурсов, используемых в отрасли.
Взаимосвязь уровня прибыльности в конкретной отрасли и объема использования ресурсов в ней (объема предложения), определяет в долгосрочном периоде безубыточность фирм, действующих в отрасли. Если типичной фирме в отрасли удается получать прибыль, то на долгосрочную перспективу это привлечет новый капитал, будут открываться все новые фирмы, тогда как уже существующие предприятия смогут расширить производство.
Если фирма в краткосрочном периоде несет убытки, получая операционную прибыль, то рациональное долгосрочное решение может быть связано с сокращением объема производства и последующим уходом из отрасли. Безусловно, аналогичное долгосрочное решение будет принято при убытках, соответствующих фиксированным издержкам при отсутствии в краткосрочном периоде операционной прибыли. В данном случае долгосрочное и краткосрочное решение предполагает закрытие производства.