Социальное развитие предприятия – это совокупность процессов по совершенствованию трудового персонала предприятия, по оптимизации социально-трудовых отношений и по целенаправленному регулированию социальных процессов на предприятии.
Основы планирования социального развития предприятия
Трудовой персонал (как носитель такого фактора производства, как труд) в настоящее время рассматривается в качестве главной производительной силы современного предприятия. Чем больше человеческий капитал и потенциал его дельнейшего развития, тем предприятие находится в более благоприятных условиях функционирования.
Следовательно, социально-трудовая сфера – это основа жизнедеятельности не только отдельных работников, но и целых производственных коллективов. Задача по сочетанию личных и производственных мотивов решается предприятием в ходе собственного социального развития, которому предшествует процесс его планирования.
Планирование социального развития в настоящее время является важным средством воздействия предприятия на социальные процессы, которые имеют место внутри него, с целью их оптимизации. Суть данного вида планирования заключается в применении системы методов планомерного управления и целенаправленного регулирования развития трудового коллектива предприятия как социальной общности.
Планирование социального развития предприятия нацелено на повышение эффективности его хозяйственной деятельности за счет направленной активизации социальных факторов, т. е., во-первых, на создание на предприятии благоприятных условий для более полного удовлетворения потребностей его сотрудников и для развития членов трудового коллектива, и, во-вторых, на сокращение всевозможных различий между сотрудниками предприятия (в частности, различий по условиям и содержанию труда, уровню образовательной и профессиональной подготовки).
Характеристика плана социального развития предприятия
Результатом планирования социального развития предприятия в большинстве случаев является специальный документ – план социального развития предприятия. Он представляет собой комплекс научно обоснованных мероприятий, проведение которых на предприятии направлено на решение социальных проблем и, тем самым, на повышение эффективности функционирования трудового коллектива предприятия.
В качестве целей социального развития предприятия в плане могут быть указаны следующие тезисы:
- Повышение уровня компетенций всех сотрудников, а также членов кадрового резерва;
- Укрепление уровня здоровья сотрудников (как физического, так и психического);
- Развитие человеческих качеств сотрудников;
- Улучшение социально-бытовых условий жизни семей сотрудников (в частности, их детей);
- Формирование и раскрытие профессионального и делового потенциала трудового коллектива;
- Внедрение и реализация дополнительных механизмов социального обслуживания сотрудников пенсионного возраста.
Ради достижения перечисленных целей в план включаются мероприятия, которые можно объединить в четыре группы, а именно:
- Изменение социально-демографической структуры трудового коллектива;
- Повышение квалификации и уровня образования сотрудников;
- Улучшение условий и охраны труда на предприятии;
- Повышение материального благосостояния, улучшение жилищно-бытовых условий жизни сотрудников и их семей.
Планирование социального развития предприятия, как правило, осуществляется отдельным структурным подразделением предприятия, в состав которого должны входить высококвалифицированные специалисты — психологи, социологи, экономисты. Их работа заключается в регулярном проведении социологических исследований на предприятии, по результатам которых будут разработаны мероприятия-претенденты на включение в план социального развития.
Данные мероприятия обычно предполагают формирование на предприятии благоприятных социально-психологических условий, при которых будут увеличиваться как степень удовлетворения материальных и духовных потребностей сотрудников, так и производительность труда с эффективностью производства.
Планирование социального развития предприятия (т.е. процесс разработки соответствующего плана) можно представить в виде последовательной совокупности следующих этапов:
- Разработка социального паспорта трудового коллектива (т.е. комплекса показателей, которые документально отражают текущее состояние и перспективы социального развития предприятия);
- Определение целей и задач плана социального развития предприятия (пример перечня целей приведен выше);
- Разработка проекта плана социального развития (т.е. проекта соответствующего локального нормативного акта предприятия);
- Разработка плановых показателей оценки социального развития и обеспечивающих их достижение мероприятий.
Особое внимание уделяется последнему этапу разработки плана социального развития предприятия, поскольку от плановых показателей во многом зависит результативность мероприятий, предлагаемых к реализации. Оценка может проводиться как через относительные показатели (удельные веса), так и через абсолютные показатели (численность сотрудников).
Социальное развитие предприятия может быть оценено, например, с помощью удельного веса фондов социальной сферы предприятия, численности сотрудников с высшим и средним образованием, уровня текучести кадров, числа конфликтных ситуаций на производстве, численности сотрудников, занятых на работах с вредными условиями труда, и т.д.
Таким образом, планирование социального развития предприятия является стержнем разработки его социальной политики, направленной в конечном итоге, прежде всего, на повышение производительности труда.