Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Планирование на предприятии. Расчетные задания

Планирование

Определение 1

Планирование – это процесс организации деятельности с целью оптимизации распределения ресурсов, а также последовательности действий для достижения определенных результатов.

Если рассматривать планирование с математической точки зрения, то оно представляет собой функцию, одним из аргументов которой является время.

Производственная деятельность является основной экономики. Это сложный процесс, охватывающий большое число действий и людей, целью которого является выпуск благ с последующей их реализацией для получения дохода. Планирование является обязательным элементом организации производства. Благодаря нему формируется возможность создать последовательный план, с учетом всех факторов, оказывающих влияние на процесс на определенных этапах его реализации.

Планирование предусматривает выполнение следующих обязательных шагов:

  1. Определение целей.
  2. Выработка задач.
  3. Составление альтернативных вариантов развития.
  4. Выбор наиболее подходящего варианта развития.
  5. Выявление источников финансирования, поставки ресурсов.
  6. Распределение зоны ответственности и полномочий.
  7. Формирование и утверждение конечного плана.

Планирование на предприятии связано с прогнозированием, разработкой, установлением системы показателей, которые позволяют отслеживать и контролировать качество исполнения принятых управленческих решений. Сегодня планирование является одним из подразделов менеджмента. Оно необходимо для того, чтобы в условиях ограниченности ресурсов получать высокие экономические результаты.

Замечание 1

Планирование позволяет осмыслить и спрогнозировать будущее положение экономической системы, оценить ресурсы, определить направления развития предприятия. Оно помогает выявить альтернативные возможности, определить действия, которые необходимы для достижения целей. Планирование непрерывно, оно охватывает все функции предприятия.

«Планирование на предприятии. Расчетные задания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Принципы и методы планирования на предприятии

Предприятие является независимым субъектом экономики. Оно создается для того, чтобы регулярно получать доход. Планирование на уровне предприятия позволяет сосредоточить внимание на приоритетных направлениях, сформировать готовность к изменениям внешней среды, так же оно способствует к сведению к минимуму нерациональных действий. Кроме того, планирование необходимо для организации четкого взаимодействия между участниками производственного процесса.

Планирование может иметь разный охват. Например, оно может быть общим и частичным. Если рассматривать его с точки зрения предпринимательской деятельности, то оно может быть стратегическим, тактическим и оперативным. Стратегическое планирование является общим. Оно определяет глобальные цели и задачи. Тактическое более адаптировано под реальную деятельность. Оперативное планирование связано с текущими действиями предприятия.

Планирование может быть целенаправленным, например, для повышения потенциала, улучшения работы оборудования, эффективности использования материалов и другое. Оно классифицируется по охвату, срокам и гибкости.

Для руководства большое значение имеет разделение планирования на долгосрочное, оперативное и краткосрочное. В рамках этих направлений решаются разные задачи. Долгосрочное длится от года и больше оно связано со стратегией и обычно требует наличия бизнес-плана. Краткосрочное рассчитано на период до 12 календарных месяцев. Оно может быть разбито на подсистемы. Оперативное планирование связно с организацией работы на квартал. Обычно, оно описывается финансовым планом.

Существуют общие принципы планирования, которые были выработаны и закреплены в науке управления. Прежде всего, это принцип необходимости планирования. Так же план должны быть едиными для всего производственного процесса, то есть следовать стратегической цели. Планы составляются непрерывно для того, чтобы процесс производства работал бесперебойно. План не может быть фиксированным, так как предприятие подвергается влиянию множества факторов, так же взаимодействует с различными организациями. Гибкость плана позволяет более точно реагировать на события и вырабатывать решения, способные улучшить показатели работы предприятия.

Комплексный подход к планированию определяет учет всех факторов. Планирование должно быть эффективным, оптимальным, то есть он должен учитывать обстоятельства и доступность ресурсов. Все решения в рамках плана должны быть экономически обоснованными, иначе неопределенность среды будет оказывать слишком сильное влияние. План должен быть простым и ясным, чтобы решения в его рамках были доступны для всех участников процесса.

Разработка плана может проводится расчетно-аналитическим методом, экспериментальным или отчетно-статистическим. Первый основан на разделении работ и группировке ресурсов. Второй связан с использованием нормативов, планов работ на отдельных участках. Отчетно-статистический метод является самым распространенным. Он опирается на фактические данные о функционировании предприятия, что позволяет вырабатывать наиболее точные стратегии и действия.

Стоит отметить, что в планировании участвуют все службы предприятия. Общими планами занимается руководство и планово-экономические отделы. Однако, каждый подразделения участвуют в планировании и реализации поставленных задач. Для каждого подразделения вырабатываются свои нормы и требования, которые затем контролируются как показатель выполнения поставленных задач. Обычно структура планирования на типичном предприятии выглядит следующим образом:

  1. Совет директоров.
  2. Исполнительный орган.
  3. Функциональные отделы.

Весь процесс планирования сопровождается специалистами, имеющими соответствующее образование в сфере экономики и менеджмента. Администрация занимается вопросами реализации плана и контролем над исполнением всех пунктов. Для разных целей могут использоваться типовой подход, эффективный или ситуационный. Планирование не может быть постоянным и фиксированным, так как деятельность предприятия – это непрерывный процесс, подверженный влиянию множества факторов. Гибкий подход, ориентирование на длительные цели и результативность позволяют достичь оптимальных результатов.

Дата последнего обновления статьи: 12.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot