Затраты – это стоимостная оценка ресурсов, которые были использованы в хозяйственной деятельности предприятия за определенный временной отрезок.
Планирование затрат
Система управленческого учета ориентирована, прежде всего, на перспективу, поэтому важнейшая функция управленческого учета связана с планирование будущего состояния предприятия.
Планирование является особым типом процесса принятия управленческих решений, которые предполагает анализ информации о прошлой производственной и финансовой деятельности хозяйствующих субъектов, оценку потенциальных ресурсов и разработку целей перспективных предприятия, а также определение приоритетности решения задач для их точного достижения.
Планирование целостно охватывает деятельность всего предприятия. По сроку планирование бывает долгосрочное (перспективное), среднесрочное (статическое) и оперативное (текущее).
Реализация долгосрочного планирования подразумевает разработку стратегического плана или плана генерального развития предприятия. Долгосрочный план содержит перспективные цели и задачи бизнеса на срок свыше 3 лет.
Выражением среднесрочного планирования становятся планы деятельности фирмы на срок от 1 до 3 лет. Зачастую оно реализуется как административные планы, обеспечивающие эффективную систему организации бизнеса, которая направлена на достижение перспективных целей и задач долгосрочного планирования.
Краткосрочное планирование представляет собой систему оперативных планов, внутри которых стоящие перед фирмой задачи разбиваются по организационной структуре. При этом каждый менеджер отвечает за конкретный участок деятельности и несет ответственность за определенные показатели. Оперативный план составляется сроком до 1 года, при необходимости он может разбиваться на кварталы или месяцы, дни или часы.
При краткосрочном планировании цели и задачи предприятия закрепляются в систему смет и бюджетов, составляемых в разрезе структурных подразделений и направлений бизнеса. Оперативное или краткосрочное планирование связано с системой бюджетирования, которая представляет собой процесс разработки и составления бюджетов согласно целями финансовой и хозяйственной деятельности предприятия.
Бюджет и бюджетирование затрат
Бюджет является количественным выражением взаимосвязанной системы планов предприятия в денежных и натуральных измерителях. Составление бюджетов происходит до начала выполнения предполагаемых действий и носит директивный характер, где менеджеры персонально отвечают за их исполнение.
Разработка, контроль и анализ бюджетов – это важнейшая составная часть системы управленческого учета. Бюджеты отражают оперативные планы, на базе анализа расхождений с бюджетными показателями можно выявить проблемные участки в работе. Бюджетирование дает руководству возможности заранее находить оптимальное соотношение при распределении финансовых и производственных ресурсов по отдельным подразделениям, а также видам деятельности. Иными словами, через систему бюджетов руководство может обладать целостной картиной будущей работы компании. Бюджетирование выступает в качества инструмента планирования и контроля.
Процесс планирования и бюджетирования затрат
Укрупненно бюджеты, сформированные в управленческом учете предприятия, делятся на текущие операционные бюджеты и финансовые планы.
Достижение эффективности бюджетного планирования на современном предприятии предполагает:
- определение процедур разработки и принятия различных бюджетов;
- выбор правильной последовательности формирования бюджетов.
В процессе бюджетирования можно выделить следующие стадии:
- разработка плана деятельности в целом по предприятию, а также с разбиением по структурным подразделениям при непосредственном участии менеджеров по центрам ответственности;
- оценка вероятных изменений планов, обусловленных новыми факторами и ситуацией;
- систематизация показателей, используемых для оценки деятельности;
- корректировка планов с учетом вновь предложенных поправок.
В зависимости от механизмов бюджет может быть статическим, гибким и специальным.
Статический бюджет рассчитан на конкретные показатели деловой активности компании, когда расходы и доходы планируются на основе определенных планируемых объемов реализации. При сопоставлении статического бюджета с фактическим результатом можно выявить реальный уровень бизнеса, который достигнут предприятием.
Гибкий бюджет составляется не для конкретных уровней деловой активности, а для установленного диапазона (релевантности). Гибкий бюджет составляет так, чтобы учитывались всевозможные изменения расходов, исходя из изменения объема реализации. По сути, он является динамической базой для сопоставления достоверного результата с запланированными показателями.
Для составления гибкого бюджета вся совокупность затрат предприятия должна быть поделена на переменные и постоянные. Впоследствии для категории переменных затрат определяется норма на единицу продукции, тогда постоянные затраты должны быть запланированы в твердой сумме. Следовательно, постоянные затраты будут неизменны как для статического бюджета, так и для гибкого.
Специальный бюджет составляется по мере необходимости согласно конкретным задачам, стоящим перед аппаратом управления предприятием. Виды специальных бюджетов:
- приростный бюджет, который составлен на основе предыдущих бюджетов с помощью метода простой индексации;
- дополнительный бюджет используется при расчете необходимых средств для финансирования операций и мероприятий, которые не включены в обычные бюджеты;
- модифицированный бюджет составляется в случае планирования объема продаж предприятия на нетипично высоком уровне;
- стратегический бюджет может разрабатываться на длительные периоды времени, и совмещать в себе параметры традиционного