Анализ в сегментах бизнеса – это совокупность действий предприятий и предпринимателей по выделению и оцениванию привлекательности сегментов бизнеса, а также по их позиционированию в целях стратегического управления организацией.
Современная экономика характеризуется условиями нестабильности и высокой конкуренции. В связи с этим для хозяйствующих субъектов возрастает та роль, которую играет адекватное аналитическое сопровождение принятия и исполнения управленческих решений, определяющих перспективы развития сегментов бизнеса. Подобное сопровождение обеспечивается в результате проведения анализа в этих самых сегментах бизнеса (так называемого, сегментного анализа).
В самом общем виде анализ в сегментах бизнеса проводится в рамках следующих укрупненных этапов аналитической работы:
Каждый из этих этапов включает в себя подэтапы, проведение которых сопровождается наличием ряда особенностей, которые необходимо учитывать работникам аналитических служб организаций.
Предварительной частью анализа в сегментах бизнеса является их идентификация. Этот процесс включает в себя несколько постоянных и относительно устойчивых этапов, которые пересматриваются только в случаях резких изменений в направлениях стратегического развития бизнеса. Речь идет про следующие этапы:
Стоит отметить, что под сегментами бизнеса (стратегическими единицами) в управленческой науке понимают производимую предприятием продукцию, находящиеся в нем центры ответственности, а также части его внешней среды (например, группа потребителей, рынок сбыта, географический регион).
Иногда происходят случаи, когда выделенные сегменты бизнеса оказываются слишком малы для проведения анализа. Тогда несколько из них агрегируют в один большой сегмент. Для этого необходимо, чтобы сегменты были близки друг другу по назначению продукции, правовым условиям деятельности, целевой аудитории и т.д.
Далее идет черед процессов, которые связаны с разработкой системы оценки привлекательности сегментов бизнеса. Как правило, она заключается в построении многофакторных регрессионных моделей, которые позволяют оценить значимость отдельных факторов внешней и внутренней среды для деятельности предприятий, занятых в конкретных отраслях экономики. Отсюда у руководства предприятия появляется возможность разрабатывать различные варианты для принятия и исполнения управленческих решений.
Процесс разработки системы оценки привлекательности сегментов бизнеса можно представить следующим образом:
Анализ в сегментах бизнеса завершается оцениванием привлекательности сегментов бизнеса, по итогам которого принимаются соответствующие исследованной ситуации управленческие решения. Оценка дается по итогам реализации следующих этапов:
Таким образом, рассмотренный анализ в сегментах бизнеса является эффективным инструментом управления устойчивым развитием предприятия, который в настоящее время активно применяется хозяйствующими субъектами для разработки оптимальной стратегии развития с учетом наметившихся тенденций на рынке.