Базовая структура экономики предприятия
Экономика предприятия предполагает рассмотрение экономического механизма, который обеспечивает производственную и хозяйственную деятельность на фирме. Предполагается, что фирма действует в условиях рынка, а также в конкурентных условиях.
Основные базовые аспекты изучения экономики предприятия:
- предприятие (фирма) в условиях рыночной экономики;
- ресурсы фирмы;
- организация деятельности на предприятии;
- планирование и мотивация деятельности;
- результаты, эффективность деятельности фирмы.
Объектом изучения является фирма или предприятие. Предприятия – это всегда отдельный, самостоятельный хозяйствующий субъект, юридическое лицо. Цели предприятий – это извлечение прибыли и исполнение миссии, предназначения (производство товаров или услуг).
Основные методы исследований схожи с общими экономическими: математические, статистические, экономические и другие. Основа знаний: экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, экономика отрасли.
Правовые основы деятельности предприятий устанавливаются законами страны. Формы организации предприятий также устанавливаются законодательством. Наиболее распространенные формы организации – открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью.
Ресурсы фирмы и организация деятельности
Среди ресурсов предприятия выделяются следующие:
- персонал предприятия;
- финансовые ресурсы;
- нематериальные ресурсы;
- производственные фонды.
Для оценки каждого вида ресурсов существуют индикаторы. Например, для персонала предприятия наиболее значимые индикаторы: среднесписочная численность работников, производительность труда, фондоемкость. Для оценки финансовых ресурсов используются такие индикаторы как прибыль, рентабельность, ликвидность, другие индикаторы, сформированные на основе данных фирмы.
Для оценки финансовых ресурсов часто используется бухгалтерская отчетность предприятия и внутренние документы. Нематериальные ресурсы и производственные фонды также оцениваются в абсолютных величинах (соответствующие строки активов баланса) или в относительных индикаторах (например, к прибыли или доходам).
Организация деятельности включает следующие категории:
- организация производственного процесса;
- инфраструктура фирмы;
- инновационные процессы;
- деятельность коммерческая.
Процесс производства предполагает организацию работ, связанных с непосредственным производством товаров и услуг. Процессы производства могут быть прерывными и непрерывными, автоматизированными и неавтоматизированными, основными, вспомогательными, побочными. Производство по организационному типу может быть единичным, серийным, массовым.
Инфраструктура предприятия может быть как производственная (как организовано производство, какие подразделения осуществляют контроль, рабочие процессы), так и социальной (подразделения, которые отвечают за социально-трудовые процессы).
Коммерческая деятельность подразумевает изучение деятельности по продаже, сбыту, логистике и маркетингу товаров и услуг на предприятии.
Планирование, мотивация, эффективность деятельности
Планирование деятельности является очень важным аспектом экономики предприятия и является базой экономик предприятия. Такой процесс необходим для того, чтобы установить цели и задачи для предприятия на перспективу. Планирование должно быть обоснованное, системное, непрерывное, научное, сбалансированное и директивное.
Мотивация как базовый аспект экономик предприятия необходим для того, чтобы на предприятии были созданы такие условия, которые являлись источником для эффективной деятельности кадров предприятия.
Эффективность деятельности предполагает оценку итогов работы. Для этого применяется система индикаторов, основанная на отчетах о прибыли и убытках.