Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Обоснование путей выхода предприятия из экономического кризиса

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Экономика предприятия / Обоснование путей выхода предприятия из экономического кризиса

Экономический кризис предприятия

Определение 1

Кризис – это явление, протекающее внутри экономической системы, вызванное противоречиями между ее элементами.

Кризис предприятия является одной из форм кризиса. Он происходит в экономике, а именно, в сфере взаимодействия потребностей субъектов хозяйствования. Рыночная экономика характеризуется тем, что кризис в ней является нормальным явлением. То есть, он как бы свидетельствует о тенденциях в экономической системе, которые нужно скорректировать. На микроэкономическом уровне кризис может быть вызван:

  1. Снижением производственных показателей.
  2. Банкротством.
  3. Ростом задолженности дебиторов.
  4. Срочным сбытом активов.
  5. Изменением направления деятельности.

Нехватка финансов является основной проблемой предприятия в период кризиса. Поэтому важную роль в решении кризисных задач играет финансовое управление. Оно сочетает в себе стратегию и тактику по обеспечению предприятия финансами, которые позволят более эффективно управлять деньгами. В силу вступает антикризисное управление. Оно обычно преследует три цели, а именно, устранение неплатежеспособности, восстановление финансовой устойчивости и обеспечение финансового равновесия. Инструментами становятся финансовое регулирование, реструктуризация доходов, целеориентированный менеджмент.

Устранение неплатежеспособности может быть кратковременным, чтобы на начальном этапе кризиса стабилизировать положение предприятия. В сжатые сроки может проводиться анализ и сокращение расходов, которые не эффективны на текущий момент времени. Равновесие достигается за счет увеличения денежного потока. Здесь может производиться перепрофилирование деятельности, либо реанимация основного хозяйственного направления, которое может приносить доход.

Готовые работы на аналогичную тему

Факторы экономического кризиса предприятия

Кризис формируется не сразу. Он является следствием накопленного эффекта. На причины его возникновения влияет совокупность внешних и внутренних факторов. Внешние факторы не могут быть изменены, но их учитывают в политике компании. Сюда относят рыночную, политическую, экологическую обстановку и другое. Внутренние факторы могут быть частично управляемыми и в большей степени контролируемыми. Они порождаются внутренней активностью предприятия.

Среди внешних факторов выделяют рост инфляции, нестабильность налоговой системы нестабильность регулирующего законодательства, снижение уровня реальных доходов, рост безработицы. Так же сюда относят рыночные факторы, среди которых снижение емкости внутреннего рынка, монополизация, нестабильность валют, рост предложения товаров-аналогов. Среди дополнительных факторов выделяют политическую нестабильность, экологические и техногенные бедствия, криминал.

Внутренние факторы для удобства группируют на управленческие, производственные и рыночные. Управленческие связаны с высоким уровнем коммерческого риска, недостаточным знанием о состоянии рынка, неэффективным финансовым менеджментом, плохим управлением расходами, отсутствием гибкости, а также недостаточно качественной системой финансовой отчетности. Если говорить о производственных рисках, то здесь выделяют износ основных фондов, низкий уровень производительности, энергозатраты, перегруженность социальной сферы, необеспеченность единства имущества. В качестве рыночных причин выделяют низкую конкурентоспособность продукции и зависимость от поставщиков или покупателей.

Стоит отметить, что каждый из вышеперечисленных факторов может вызвать кризис на предприятии. Проблема заключается в том, насколько руководство готово к разрешению кризиса. Если же убыточность предприятия делает платежи по обязательствам невозможными, то фирма может начать процедуру банкротства. В этот период назначается антикризисный менеджер, который занимается восстановлением положения предприятия, либо в случае неудачи, подтверждает банкротство. Предприятие ликвидируется, а его имущество распродается.

Обоснование путей выхода предприятия из экономического кризиса

Наиболее характерной проблемой выхода из кризисной ситуации является неэффективность управления. Она препятствует нормальному функционированию в заданных условиях. Обычно данная проблема связана с отсутствием стратегии, нехваткой четкости в части распределения функций, низкой квалификацией и неопытностью, низким уровнем ответственности и слабым финансовым менеджментом. Нестабильность экономики в России делает хозяйственную среду угрожающей стабильности работы почти всех предприятий, даже крупных.

Одним из важных инструментов, применяемых для преодолении кризиса является управление издержками. Именно оно способствует получению дополнительных средств в заданных условиях. Но помимо внутренних есть и внешние факторы, которые не могут быть урегулированы предприятием самостоятельно. К ним относят предельно высокие налоги, наличие спекулятивных и посреднических структур, завышение доходов, рост физического износа.

Эксперты полагают, что самое опасное, что можно делать в период кризиса – это бездействовать. Но и действия наобум не смогут привести ни к чему хорошему. Выход из кризиса начинается с обретения устойчивости. Некоторые предприятия прибегают к форме авральной деятельности, что не приводит ни к чему хорошему. Часть из них признает, что их может спасти только полная реструктуризация процессов.

Исследование деятельности начинается с изучения слабых мест. Далее вырабатываются сценарии выхода, они обязательно обсчитываются, чтобы выбрать наиболее адекватный в заданных условиях вариант. Следующим шагом становится исследование конкурентов, их слабых и сильных сторон. Эта информация позволит при положительном исходе занять прочную позицию на рынке. Руководство предприятия должно обеспечить действия по защите собственного финансового благополучия, а также регулярно проводить мероприятия по укреплению бизнеса. Чтобы сформировать долгосрочное преимущество необходимо постоянно вкладывать в развитие, так же гибко подходит к кооперации и другим методам сближения с конкурентами. В некоторых случаях это может позволить избежать кризисных ситуаций.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика предприятия» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис