Ценовая политика
Ценовая политика – это набор методик по установлению цен на готовую продукцию.
Реализация товаров и услуг является основной задачей производителя. При продаже он получает выручку, которая идет на выплату налогов, перечисления во внебюджетные фонды, а также на дальнейшую производственную деятельность. Чтобы окупить все свои расходы и получить прибыль, предпринимателю важно грамотно установить цену на свой продукт.
Политика ценообразования на предприятии создается в рамках ее общей стратегии. Она предполагает определенное позиционирование товара на рынке. Для этого определяется целевой сегмент, и выстраивается стратегия. Инструментами могут стать матрица Ансоффа, матрица Портера или матрица, созданная консалтинговой группой Бостона. Кроме того, в рамках стратегии выбирается принцип установления цены для каждой категории покупателей.
Выработав стратегию, предприниматель разрабатывает мероприятия тактического характера. К ним относят неценовые методы поощрения покупателей и скидки. До сих пор цены остаются одним из инструментов конкурентной борьбы. Предприятия могут использовать их для занятия лидирующей позиции на рынке.
В рамках политики ценообразования принимаются следующие решения:
- Установление цены за реализуемую продукцию.
- Определение влияния цены на объем сбыта.
- Анализ издержек.
- Исследование конкуренции на рынке.
- Определение минимального уровня цен, при котором обеспечивается безубыточность работы компании.
- Выработка программы лояльности.
- Создание дополнительных услуг, которые учитываются в цене.
Таким образом, ценовая политика предприятия говорит об общих целях компании, направленности ее деятельности, выполняемых задачах. Политика придерживается общих принципов, характерных для компании в целом.
Государственное и частное ценообразование в РФ
Ценовая политика предприятия зависит не только от целей его владельца, но и от общей экономической политики государства.
На макроэкономическом уровне со стороны власти могут осуществляться действия, направленные на установление, формирование, регулирование цен. Ценовая политика является одним из составных элементов государственного управления экономикой. Она должна способствовать решению следующих вопросов:
- Развитие экономических отношений.
- Поддержание конкуренции.
- Совершенствование механизма ценообразования.
- Свободная торговля внутри страны.
- Замедление инфляции.
- Устранение негативных социальных и экономических эффектов.
- Ограничение власти монополистов.
Государство может использовать административные и косвенные меры влияния на цены. Вторые используются чаще, и проявляются через регулирование деловой активности в обществе. Так же власть защищает рынок от демпинга, который ведет к сокращению производства качественных товаров и услуг.
Управление ценами на предприятии начинается с анализа, далее определяются цели и направления ценообразования. Предприниматель на основе полученной информации принимает решение по ценовой стратегии, в рамках которой обеспечивается плановая норма прибыли, создается денежный запас, обеспечивается заданный объем продаж, формируется определенная репутация фирмы. При этом обеспечивается полное и эффективное использование мощностей.
Предприятие, в зависимости от выполняемых действий, может устанавливать оптовые или розничные цены. Уровень цен является одним из основных факторов, определяющих объем продаж и будущий доход предприятия.
Ценовая политика предприятий в РФ и ее методы
Каждое предприятие имеет свою специфику работы, поэтому методика ценообразования так же бывает разной. Существует два основных этапа установления цены – это определение базовой цены и формирование цены с учетом программы лояльности и дискриминации цен.
В России применяются следующие методы ценообразования на предприятиях:
- Издержки плюс. Суть методики заключается в калькуляции затрат. К полученному результату добавляют определенную сумму, которая и формирует норму прибыли. Надбавка должна покрыть внепроизводственные расходы в том числе, и принести прибыль. Она так же содержит косвенные налоги, пошлины. Метод подходит для предприятий, где товарная дифференциация четко выражена. Он так же удобен для продукции, которая имеет низкую конкурентоспособность.
- Стоимость изготовления. Здесь учитываются не только расходы, но и собственный вклад предприятия в увеличение стоимости. Метод не подходит для долгосрочного планирования и применения. Он может использоваться для решения задач по наращиванию прибыли за счет расширения производства, в период отказа от конкуренции. Так же он подходит при изменении ассортиментной политики, либо для одноразового производства.
- Маржинальные издержки. Метод удобен, если переменные затраты на единицу продукции изменяются. В этом случае они должны оказывать положительное влияние на прибыль. Со стороны предпринимателя обеспечивается полное покрытие затрат плюс прибыль.
- Рентабельность инвестиций. Цена рассчитывается так, чтобы проект был рентабельным. То есть ценообразование отталкивается от эффективности использования факторов производства. Этот метод подходит как для устоявшейся линейки, так и для новых товаров.
Достаточно новым методом считается метод маркетинговых оценок. Со стороны предприятия проводится анализ, который позволяет выяснить, какую цену покупатели готовы заплатить за предлагаемый товар. В этом случае цена будет выступать в качестве инструмента повышения конкуренции, а потребность предприятия в закрытии расходов не учитывается.
Таким образом, ценовая политика выбирается руководителем предприятия самостоятельно. Несмотря на то, что ценовые методы конкуренции сегодня приносят мало выгоды, грамотное установление цены является залогом нормального функционирования предприятия, регулярного получения дохода, стабильности и длительного присутствия на рынке.