Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Виды монополий

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Виды монополий

Монополия и ее признаки

Определение 1

Монополией называют такую ситуацию, когда на рынке действует одна фирма, то есть не существует иных фирм, выпускающих аналогичные товары, отсутствует конкуренция.

Признаки монополии:

  • Присутствие одного крупного продавца;
  • Отсутствие у продукции конкурентных аналогов;
  • Наличие высоких входных критериев, практически не позволяющих появлению новых предприятий на аналогичных сегментах рынка.

Трактовки понятия «монополия»:

  • Состояние рынка/сегмента рынка с присутствием одного игрока;
  • Единственная фирма, создающая и реализующая определенный вид товара;
  • Рынок с существующем на нем предприятием-лидером.

Основным критерием монополии является конкуренция – она должна держаться на достаточно низком уровне, либо отсутствовать вообще.

Монополистическая конкуренция и ценовая дискриминация

Монополистическая конкуренция является видом конкуренции среди фирм-монополистов, которая сочетает в себе элементы монополии и конкуренции. Каждая фирма представляет собой мини-монополию, контролирующую небольшую долю рынка выпускаемого ими товара, при этом они выпускают похожие товары с разными потребительскими свойствами, продаваемые с разным уровнем сервиса или по-разному рекламируемые. Также для монополистической конкуренции характерны свободный вход на рынок, производство и реализация товаров с ограниченным спросом.

Замечание 1

Для монополий характерна ценовая дискриминация, когда на один и тот же товар предприятие устанавливает разные цены в зависимости от эластичности товара, региона и уровня доходности определенных групп покупателей. Во многих станах ценовая дискриминация преследуется по закону.

Виды монополий

Существует несколько видов монополий, но их классификация носит условный характер в связи с тем, что одна и та же фирма может принадлежать сразу к нескольким видам:

  1. Естественная монополия. Хозяйствующий субъект занимает привилегированное положение на рынке. Оно достигается путем наличия особых технологических характеристик производства – обладание эксклюзивными ресурсами или исключительной материально-технической базой. Такие монополии чаще всего представляют фирмы с трудоемкой инфраструктурой, создание которой повторно технически проблематично или экономически нецелесообразно (например, железнодорожное производство, электро- или водоснабжение).
  2. Государственная монополия. Создается на основе существующего законодательства, которое определяет субъект монополии, границы рынка, объект, контролирующий и регулирующий деятельность субъекта, а также полномочия контролирующего органа.
  3. Чистая монополия. Характеризуется наличием единственного поставщика определенного товара. Имеет ряд характерных черт:

    • Отрасль представляется одной фирмой, так как товар не имеет аналогичных;
    • У покупателя нет выбора – либо он покупает товар данной фирмы-монополиста, либо отказывается от покупки этого товара вовсе;
    • Отсутствие какой-либо конкуренции, в том числе скрытой или потенциальной;
    • Наличие большого количества барьеров для входа в отрасль;
    • Покупатель может быть только один, или их может быть множество;
    • Фирма-монополист контролирует объем выпускаемого и реализуемого товара и соответственно его цену.
  4. Конгломерат. Группа лиц, характеризующие разнородные предприятия, вместе с тем взаимно и финансово интегрированные.

  5. Закрытая монополия. Характеризуется наличием определенной защиты от конкурентов в связи с наличием патентов или авторских прав.
  6. Открытая монополия. Характеризуется наличием единственного поставщика услуг и при этом отсутствием защиты от конкуренции. То есть фирма становится монополистом на определенное время – в основном это относится к фирмам, которые вышли на рынок с новым товаром впервые.
  7. Олигополия. Характеризуется наличием нескольких продавцов. Большая часть продукции производится не одной, а несколькими фирмами, при этом они достаточно велики, чтобы оказывать значительное влияние на рынок (например, автомобильная и сталелитейная промышленность, производства изделий из круп для завтраков и т.п.).