Совершенная и несовершенная конкуренция
Монополизм и конкуренция в экономической теории являются антиподами.
Конкуренция производителей определяется в качестве противоборства производителей продукции за право получения максимума прибыли от реализации товара, которое осуществляется чаще всего путем увеличения доли отдельного производителя на сбытовом рынке.
Для успешной конкурентной борьбы определенной компании необходимо производить высококачественный товар, а также постоянно увеличивать его технический уровень. Компания, работающая в условиях конкуренции, способна наращивать прибыль путем широкого освоения ранее не производимых передовых товаров, включая существенно модернизированную продукцию.
В соответствии с количеством и «удельным весом» на рынке производителей и от их возможности влиять на цену продукции можно классифицировать конкуренцию на несколько видов:
- Совершенная конкуренция.
- Несовершенная конкуренция.
О совершенной конкуренции говорят в случае, когда ни один из множества продавцов не может существенно влиять на цену товара. В условиях совершенной конкуренции производители оказываются в состоянии самостоятельно определить объем выпуска продукции, при этом учитывая сложившуюся рыночную цену и величину своих издержек.
В чистом виде в реальной жизни совершенная конкуренция практически отсутствует. Чаще всего можно встретить несовершенную конкуренцию, которая имеет много разновидностей.
Несовершенная конкуренция появляется, когда на рынке определенного товара действует ограниченное число производителей (продавцов), которые способны в какой-либо мере определить два основных параметра:
- объем продаж,
- цена продукции.
Несовершенная конкуренция подразделяется на три вида:
- Олигополия.
- Натуральная (чистая) монополия.
- Дифференциация продукта.
Взаимодействие монополии и конкуренции
Отношение конкуренции и монополии - одна из актуальных проблем современной экономики. Тенденция монополизации имеет множество предпосылок, важнейшей из которых является структура экономики нашей страны, образовавшаяся во второй половине 20 века.
Следствием образования данной структуры стал стремительный переход к рыночным отношениям, которые показали несовершенство антимонопольного законодательства. Практика показала, что государственная антимонопольная политика должна формироваться несколько десятилетий, нуждаясь в непрерывном совершенствовании по причине изменчивости экономической среды.
В соответствии с теорией рынка конкуренция и монополия - различные типы рыночных структур. Их разновидностями являются:
- Олигополия.
- Чистая конкуренция.
- Чистая монополия.
- Монополистическая конкуренция.
Основой классификации являются следующие признаки:
- Число предприятий в отрасли.
- Входные барьеры.
- Тип продукта и др.
Особенностью конкуренции является то, что она может привести к монополии, при этом между ними проявляются определенные противоречия. Цель появления монополистических структур – ослабление и уничтожение конкуренции. При этом монополии не уничтожают конкуренцию, а. напротив, ведут к ее усилению, изменяя ее виды и формы проявления.
В рыночных условиях появление и господство монополий в производственной сфере ведет к следующим фактам:
- Изменение характера конкурентной борьбы, при которой конкуренция становится монополистической;
- Мировой характер конкуренции, выход предприятий на международные рынки и приобретение конкуренцией интернационального характера;
- При функционировании рыночной смешанной экономики может проявляться конкуренция между монополиями, внутри них, а также между монополиями и компаниями-аутсайдерами.