Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Конкуренция и монополия: преимущества, недостатки, экономические последствия

Все предметы / Экономика / Конкуренция и монополия: преимущества, недостатки, экономические последствия
Содержание статьи
Определение 1

Конкуренция – это соперничество субъектов хозяйственной деятельности за получение доступа к ограниченным ресурсам.

Определение 2

Монополия – это рыночная структура, которая предполагает, что на рынке множеству покупателей противостоит (т.е. предлагает продукцию для покупки) один продавец (производитель).

Сущностная характеристика конкуренции

Одним из обязательных условий функционирования рыночной экономической системы является наличие свободной конкуренции между участниками рыночных отношений. В самом общем смысле под конкуренцией понимают соперничество, состязание большого числа (как правило, более 10) хозяйствующих субъектов и потребителей за обеспечение себе лучших условий деятельности на рынке.

Для производителей (продавцов) эти условия заключаются в реализации большего объема продукции, в занятии большей доли на рынке, в получении исключительных прав (лицензий, патентов) на технологии и брендовые наименования. Для покупателей эти условия заключаются в приобретении продукции оптимального качества по оптимальным ценам (соотношение «цена – качество»).

Конкуренция рассматривается как одно из главных достижений рыночной экономики. Благодаря ей «в плюсе» остаются все экономические субъекты – покупатели получают возможность приобрести большее количество товара более высокого качества по более низкой цене, а производители (продавцы) вынужденным образом развиваются и самосовершенствуются.

Преимущества конкуренции можно обобщенно перечислить следующим образом:

  • конкуренция является инструментом стимулирования научно-технического прогресса;
  • с помощью конкуренции исключается использование неэффективных способов ведения бизнеса, и с рынка уходят неэффективные производители;
  • в результате конкурентной борьбы между продавцами происходит снижение общего уровня цен на товары и услуги.

Готовые работы на аналогичную тему

Механизм конкуренции позволяет любому начинающему предпринимателю прийти на рынок и предложить покупателям свою продукции наравне с крупными производителями, что непосредственно содействует деловой активности в обществе.

В то же время механизм конкуренции не лишен недостатков, которые дают основу для критиков саморегулирующейся рыночной экономики. Основные недостатки заключаются в следующем:

  • свободная конкуренция способствует нестабильному развитию экономической системы, в процессе которой банкротами себя объявляет большое число предпринимателей (преимущественно, малого и среднего бизнеса);
  • из-за действия конкурентных сил появляется разница в размере доходов между различными слоями населения, что способствует росту социальной напряженности в обществе;
  • в условиях постоянной конкурентной борьбы нередко изготавливают излишнее количество товаров, что может привести к кризису перепроизводства, а также к существенному снижению качества продукции;
  • конкуренция провоцирует непропорциональное распределение инвестиций в обществе (обделенными остаются «нерентабельные» сферы здравоохранения, образования, охраны общественного порядка и другие социальные сферы).

Таким образом, рыночная экономика в лице конкуренции характеризуется как положительными, так и отрицательными свойствами. Их учет и грамотное управление обязательны в современном обществе.

Сущностная характеристика монополии

Несмотря на то, что рыночная экономика предполагает свободную конкуренцию хозяйствующих субъектов, ее развитие может привести к возникновению монополий. Так называют ситуацию, когда на рынке остался единственный продавец (производитель). Только он один формирует предложение на рынке.

Монополия – это экономическое явление, которое противоположно свободной конкуренции. Монополист производит уникальную продукции, благодаря чему у него отсутствует необходимость в совершении затрат на ее рекламу. Монополист также произвольно устанавливает цену на продукцию за счет регулирования ее объема, выставляемого на рынок.

Монополия может возникнуть на тех рынках, где экономически эффективным является производство, которым занимается один хозяйствующий субъект (естественная монополия). Возможно принудительное установление на рынке монопольного положения решением государственных органов (закрытая монополия). Иногда возникает временный вариант монополии, когда на рынке один производитель получает преимущество за счет использования новых технологий (открытая монополия).

Обычно монополия воспринимается экономистами как негативное явление, поскольку она провоцирует возникновение следующих отрицательных экономических последствий:

  • производственные издержки компенсируются монополистом по большей части за счет потребителей, т.е. увеличиваются общественные издержки;
  • монополист способен получить дополнительную прибыль в результате снижения качества выпускаемой продукции;
  • отсутствие конкурентов на рынке останавливает научно-технический прогресс при производстве.

В то же время монопольное положение компаний на рынке теоретически предоставляет ей определенные преимущества, которые могут быть использованы для совершенствования всей рыночной структуры:

  • монополисты характеризуются наибольшей устойчивостью к колебаниям экономической активности (т.е. к кризисам);
  • монополисты способны аккумулировать настолько огромный объем средств, который можно использовать для совершенствования производства, повышения его эффективности и роста качества выпускаемой продукции.

Несмотря на это, монополии в обществе воспринимаются отрицательно. Поэтому во всех странах государственные органы проводят антимонопольную политику. Её цель заключается в формировании в национальной экономике благоприятных условий для свободной конкуренции. Кроме того, контролируется деятельность субъектов естественной монополии и предотвращается использование производителями неконкурентных методов борьбы.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Maksim Maksimov

Эксперт по предмету «Экономика»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис