Конкуренция в экономике
Конкуренция – это соперничество между субъектами экономики за более выгодное положение на рынке.
Экономическая теория рассматривает деловую конкуренцию, которая возникает между экономическими агентами за доступ к ресурсам, факторам производства, рынкам сбыта. Она развивается в рыночной модели хозяйствования, в которой каждый субъект действует в собственных интересах. Со временем интересы начинают пересекаться и ограничивать права других субъектов. Экономическая наука предполагает, что количество ресурсов ограничено. Поэтому экономическим агентам приходится соперничать друг с другом за получение доступа к факторам производства, без которых они не смогут создать востребованные обществом блага.
Выделяют два типа конкуренции – совершенную и несовершенную. Совершенная конкуренция описывает идеальное состояние рынка, на котором ни один субъект не оказывает существенного влияния. Барьеры входа на рынок невысоки, каждый агент имеет доступ ко всей рыночной информации. Совершенная конкуренция является эталоном рыночных отношений, к которой необходимо стремится при регулировании экономики.
На практике действует несовершенная конкуренция и ее формы:
- Монополии и монопсонии.
- Олигополии и олигопсонии.
- Монополистическая конкуренция.
Конкуренция может разворачиваться не только между продавцами, но и между покупателями. Рыночная власть ведет к искажению информации. Каждый субъект стремится монополизировать свою долю рынка, чтобы получить больший доход или иные преимущества. Отличительными особенностями несовершенной конкуренции называют неравные условия для всех участников, появление входных барьеров, распространение ложных сведений, сокрытие информации.
Концепция монополий
Монополия – это форма конкурентной борьбы, при которой один продавец обладает рыночной властью.
Субъект экономики, обладая исключительным правом создания определенного вида благ или услуг, имеет возможность регулировать объем выпуска или уровень цен. Потребителям приходится приобретать блага по предложенным ценам, так как альтернативы нет. Отличительными особенностями монополии называют:
- Наличие одного продавца.
- Отсутствие товаров-субститутов.
- Единолично устанавливаемая цена.
Монополии бывают естественными, государственными, чистыми. Естественная монополия складывается в отраслях, где положительный эффект возможен только за счет масштаба производства, обладающего сложной инфраструктурой. Обычно естественные монополии возникают в стратегически важных отраслях. Государственные монополии создаются с помощью законодательства, которое определяет их функции и ограничения. Чистая монополия представлена одним продавцом, в конгломерате действует группа лиц. Монополии могут быть открытыми и закрытыми в зависимости от степени защиты от конкурентов.
Стоит отметить, что монополист может поднимать цену до определенного уровня. В какой-то момент потребители просто откажутся приобретать благо, несмотря на негативные для них последствия. Поэтому монополии регулируются антимонопольным законодательством. Правовые нормы направлены на формирование доступа к благам со стороны всех субъектов рынка. Монополия со временем приходит к относительному равновесию, так как переизбыток продукции так же может привести к дополнительным затратам. Поэтому монополия устанавливает оптимальное соотношение цены и объема выпуска.
В некоторых отраслях экономики монополии считаются нормой, так как обеспечивают обороноспособность страны или иные виды безопасности. Но для массового производства и сектора услуг монополия может быть губительной. Отсутствие конкуренции заставляет злоупотреблять рыночной властью, искажая информацию о рынке. Государство прямыми и косвенными методами стремится повлиять на власть монополиста, так как справедливая конкуренция является залогом роста и развития экономики.
Монополии в России и за рубежом
Во многих странах монопольная власть ограничена соответствующим законодательством. Это необходимо для обеспечения доступа к продукции естественных монополий, а также для сохранения справедливой конкуренции на рынке. Стоит отметить, что вертикально интегрированные компании обладают монопольной властью не во всем цикле производства. В международной практике существует два подхода к ограничению рыночной власти в этом случае:
- Принудительное разделение сетевого обслуживания, организация поставок конечных продуктов, разделение счетов.
- Осуществление контроля над оплатой, взимаемой за доступ к инфраструктуре компании.
Второй подход направлен на снижение транзакционных издержек, нежели на ограничение конкуренции. Чтобы обеспечить общественно приемлемое поведение естественной монополии используются государственная собственность, государственное регулирование частного сектора и торги за франшизу. Естественные монополии могут потерять свою власть вследствие резкого изменения технологий.
Естественные монополии имеют высокую социально-экономическую значимость, поэтому часто к ним применяется национализация. Это необходимо для того, чтобы сделать общественные услуги доступными для всех социальных слоев. Но национализация не всегда эффективна. Она оправдана тогда, когда способствует защите государственного строя.
Чтобы создать конкуренцию за монопольный рынок, проводится конкурс, победитель которого получает право пользоваться рыночной властью. Этот метод оправдан для производств, чья эффективность напрямую зависит от эффекта масштаба. Недостатками конкурса могут быть отсутствие механизма адаптации к форс-мажорам, использование минимальной удельной цены поставки, как единственного источника ухудшения качества.
В России монополизация часто бывает вызвана объективными причинами, в частности масштабностью территории. Концентрация управления позволяет добиться единства целей и задач, а также проводить слаженную политику управления предприятием.