Развитие и становление монополии в России
Монополизация представляет собой целый процесс завоевания рынка с целью занятия на нем господствующего положения.
Еще с давних времен на Руси существовала понятие монополии, как таковой экономический и политический устав общества резко отличался от того, что мы имеем на сегодняшний день, но в целом монополистический строй все равно имел ярко выраженную форму. Так, при правлении царей монополия была на ряд важнейших товаров и продуктов: соль, порох, и даже календари. Эти товары были очень необходимыми народу того общества и доставать их было трудно, поэтому государство устанавливало квоту на эти товары и полностью регулировало рынок в их отношении.
А вот во времена Советского Союза рынок имел практически полностью монополистический характер, во главе рынка стояло государство, оно его регулировало, устанавливало цены на товар и продукцию, контролировала инфляцию, а также деятельность всех предприятий была подвержена влиянию государства.
В начале 1990-х годов в Россию пришла новая власть, большие перемены пришли в экономику нашей страны, рынок стал не монополистическим, а конкурентным. На рынке появилось множество товаров различного рода и качество, большое количество предприятий, как производственных, так и торговых, причем надо отметить, что собственниками этих компаний являлись частные лица или юридические лица, а не государство. В эти года государство окончательно потеряло контроль над рынком, и рынок стал развиваться «сам по себе».
Характерные черты монополистического рынка
Монополистическому рынку присущи следующие черты:
- Товар один, а покупателей много. Монополист и большое количество покупателей по всей стране. То есть товар производится только этой компанией, а покупателей на него много;
- Отсутствие аналогов. Нет товаров, которые бы могли заменить этот товар на рынке, схожие товары отсутствуют;
- Невозможность организовать подобный бизнес. Существование барьеров для других компаний в рамках освоения производства этого же товара, то есть вход на рынок не возможен или созданы такие условия, что их просто не одолеть;
- Не регулируемое ценообразование. Монополист сам устанавливает цену на товар в разрез реальности рынка;
- Полный информационный контроль на рынке. Монополист обладает полной информацией об изменениях на рынке. Это придает монополисту уверенность в своих действиях на рынке, а также помогает управлять процессами ценообразования и сбыта продукции.
Искусственная монополия на рынке
На рынке может существовать всего два вида искусственной монополии:
- Искусственная монополия, в основе которой идет увеличении концентрации производства;
- Искусственная монополия на почве предоставления различного рода патентов, лицензий или прав интеллектуальной собственности.
Производственная искусственная монополия – это процесс завоевания рынка самостоятельным путем за счет таких конкурентоспособных факторов как: современные и высокотехнологичные производственные мощности, самая эффективная политика издержек производства, высокий уровень управления на предприятии.
Все это приводит к тому, что готовая продукция для потребителя получается самой конкурентоспособной, так как цена за счет перечисленных факторов, скорее всего самая доступная.
Искусственная монополия, образованная на базе получения патентов или лицензий, основана на том, что предприятие получает конкурентное преимущество за счет патента на продажу или производства ноу-хау, которого нет у других производителей, тем самым оно становиться монополистом в области производства этого товара.