Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Регулирование деятельности естественных монополий в российской экономике

Все предметы / Экономика / Регулирование деятельности естественных монополий в российской экономике

Особенности монополий

Определение 1

Монополия – это структура рынка, при которой одна компания является лидером и обладает рыночной властью.

Под рыночной властью понимается возможность влиять на цены и объем продаж. Монополия характеризуется отсутствием конкуренции, то есть производитель имеет исключительное право производства определенного вида продукции или услуг. Аналоги производить очень дорого или нерентабельно, поэтому новые фирмы не выходят на этот рынок.

Причинами возникновения монополии являются:

  1. Стремление бизнеса получить максимальную прибыль.
  2. Установление государством барьеров для ведения экономической деятельности в виде лицензий, стандартов, квот.
  3. Значительные расходы на организацию аналогичного бизнеса.
  4. Формирование монополий в результате поглощения и слияния.
  5. Проведение политики протекционизма.

Отличительными особенностями монополии являются следующие характеристики. Вся отрасль представлена одним крупным предприятием. Оно может регулировать объем выпуска или уровень цен. Попытки продать аналоги наталкиваются на искусственные барьеры экономического, технического и юридического характера. Производитель не нуждается в рекламе, так как у него нет конкурентов. Покупатель подстраивается по политику монополиста. Он вынужден приобретать продукцию по предложенной цене.

Существуют разные виды монополий, а именно, естественная, искусственная, открытая и закрытая. Естественная складывается в определенных отраслях, где эффект от деятельности может быть достигнут только при отсутствии конкурентов. Искусственная становится результатом объединения нескольких предприятий. Открытая монополия представлена единственным поставщиком, а закрытая создается с помощью законодательных барьеров.

Естественные монополии

Замечание 1

Естественные монополии возникают в отраслях, где доход может быть получен только в долгосрочной перспективе при отсутствии конкуренции, причем на начальном этапе организация экономической деятельности требует существенных вложений. Крупные естественные монополии представляют собой совокупность небольших предприятий, объединенных в единую сбытовую организацию.

Готовые работы на аналогичную тему

Эффективность достигается только при отсутствии конкуренции. Необходимость поддержки производства заключается в том, что оно обычно связано со сложными технологическими процессами. Товары, производимые в естественной монополии, не могут быть заменены аналогами. Поэтому спрос на продукцию такой компании в меньшей степени зависит от ее стоимости. То есть, естественные монополии производят товары или услуги, которые обеспечивают безопасность или качество жизни населения. Примерами естественных монополий являются сети водоснабжения, железнодорожные перевозки. Субъекты могут функционировать в форме акционерных обществ, либо унитарных предприятий. Они создаются в таких отраслях, как:

  • Топливно-энергетический комплекс.
  • Транспорт.
  • Услуги связи.

В России «Газпром» занимается транспортировкой газа, так же действуют монополии по транспортировке нефти, передаче электроэнергии. Железнодорожные перевозки являются монополистами, хотя внутри системы внедряются элементы конкурентной борьбы. К естественным монополиям относят услуги почтовой связи и электричества.

Эта категория предприятий следует особому порядку банкротства. В случае, если в отрасли назревают процессы развития конкурентной борьбы, то государство в этот процесс не вмешивается. Субъекты естественных монополий учитываются в официальном реестре, который ведет Федеральная тарифная служба. Это необходимо для отслеживания уровня цен и количества поставок. Естественные монополии занимаются производством услуг и товаров, влияющих на экономическую безопасность страны, поэтому государственный контроль в этой области особенно актуален. Реестр монополий содержит данные по субъектам топливно-энергетического комплекса, транспортных и телекоммуникационных компаний.

Регулирование деятельности естественных монополий в российской экономике

Общественное регулирование естественных монополий является необходимым, так как они представлены в социально значимых отраслях экономики. Управление и контроль необходимы для того, чтобы руководители предприятий не злоупотребляли своим положением. Злоупотребления могут негативным образом повлиять на уровень жизни населения, а значит, отразиться на положении национального хозяйства в целом. Повышение тарифов в отраслях, где действуют монополисты может привести к росту издержек в других направлениях, что влечет за собой инфляцию.

Инструментами регулирования являются:

  1. Ценовое регулирование через установление тарифов либо их предельных значений.
  2. Определение категорий покупателей, которые подлежать обязательному обслуживанию.

Российская антимонопольная служба внесла изменения в законопроект, занимающийся регулированием работы естественных монополий. Основная задача законная – запретить сдерживание установления конкурентных отношений в отраслях, где действуют монополии. Сегодня государственный орган предложил следующее определение монополий. Под ней понимается состояние товарного рынка, при котором невозможно создание конкурентных условий. Именно поэтому наличие сетевой инфраструктуры становится необходимым для достижения реальных результатов в отрасли.

Ежегодно антимонопольная служба устанавливает план задач, которые постепенно реализует для достижения ключевых показателей по отраслям. Политика органа власти направлена на организацию социально ориентированной тарифной политики. Она должна обеспечивать модернизацию инфраструктуры, поддерживать развитие бизнеса, предоставлять товары и услуги широкому кругу потребителей. Так же в обязанности антимонопольной службы входит ограничение повышения тарифов на коммунальные услуги.

Регулирование естественных монополий выполняется согласно пунктам антимонопольного законодательства страны.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Лайши

Эксперт по предмету «Экономика» , преподавательский стаж — 5 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис