Понятие монополия
Монополией является рыночная структура, под действием которой потребности всего рынка обслуживаются единственным продавцом, который реализует определённое изделие, не имеющее сопоставимых аналогов.
Затруднительно дать понятию монополии более точное определение, однако, также, трудно применить его и на практике.
Основной отличительной чертой монополии перед конкурирующими фирмами является целевая эластичность спроса. В случае монополии такая эластичность имеет бесконечно большую величину. То есть, по существу, монополия полностью контролирует.
Сущность и виды монополии
Понятие монополии сложное и многоплановое, при определении монополий применяется комплексный подход. Как тип структуры, монополия обладает рядом характерных особенностей, а именно:
- присутствие единственной фирмы на рынке при множестве потребителей продукции:
- отсутствие товаров способных оказать конкуренцию товару производимому фирмой монополистом:
- тотальный контроль монополиста, как над ценой товара, так и над объёмами продаж:
- создание преград для вхождения иных фирм на рынок.
Монополии можно подразделить на:
- естественные,
- административные,
- экономические.
Первые возникают как следствие объективных причин. В основе таких монополий лежат особенности технологий производства, а также обслуживания потребителей. Конкуренция в данном сегменте является либо невозможной, либо крайне нежелательной.
Административные монополии возникают под воздействием государственных органов, когда отдельным фирмам предоставляются исключительные права на выполнение определённого вида деятельности.
Наиболее распространённая экономическая монополия возникает из-за особенностей и закономерностей хозяйственного развития. В данном случае речь ведётся о фирмах, завоевавших своё монопольное положение через успешное развитие, или централизации капиталов.
Факторы монополии
Исходя из определения видов монополий, можно сделать соответствующие выводы о факторах способствующих возникновению монополий. К таким факторам относятся: исключительный контроль над факторами производства, экономия из-за роста масштабов производства, патенты, государственные лицензии и привилегии.
Контроль над основными факторами производства не может гарантировать постоянства существования монополии в связи с изменчивостью многих рыночных процессов. Рост масштабов производства основывается на концентрации производственных мощностей и их направление на изготовление одного продукта в рамках одной единственной организации. Подобные рынки, обслуживаемые единственной фирмой, носят название естественных монополий. Изобретения, защищённые патентным правом, даёт владельцу патента исключительное право получения выгоды на всех стадиях используемого изобретения. Однако наряду с выгодой, использование патентов несёт и издержки. Государственные лицензии, зачастую, дают право организациям заниматься определённым видом бизнеса. Такое лицензирование часто сопровождается наличием строгих и чётко регламентированных правил, прописывающих возможности и запреты такой лицензии.
Наиболее важным фактором возникновения монополии можно выделить экономию, обусловленную ростом масштабов производства. Природа патентов переходящая, контроль над используемыми ресурсами является временным фактором, государственные лицензии, зачастую, лишь подтверждают важность экономии, обусловленной ростом масштабов производства и, в любом случае, способствует образованию монополии.