Понятие бизнес-модели
Бизнес-модель – это формализованное представление хозяйственных процессов предприятия, осуществляющего предпринимательскую деятельность.
Впервые о бизнес-моделировании стали говорить еще в 40-50-ые годы двадцатого века. Практическое применение бизнес-моделирования стало осуществляться с появлением крупных транснациональных компаний и корпораций. Вновь к этому методу формализации хозяйственных процессов обратились в период развития интернет-бизнеса. Построение бизнес-моделей стало инструментом представления новых видов предпринимательской деятельности потенциальным инвесторам.
Разработка модели бизнеса носит вполне конкретную цель. Она предназначена для определения опорных моментов, а также выявления слабых звеньев. Руководство объекта хозяйствования получает полное представление о его функционировании, потенциале, а также формирует принципы управления, способные нивелировать слабые стороны бизнеса.
Современный бизнес ориентируется на потребности покупателя, при этом он должен сохранить свою платежеспособность, ликвидность, конкурентные преимущества в долгосрочной перспективе. Выработка бизнес-модели позволяет учитывать потребности, как бизнеса, так и потенциального покупателя.
Модель APQC и ее применение
Каждый вид бизнеса имеет свою специфику, которая отражается в его процессах, методах построения взаимодействия с внешней средой. Часто возникает задача разработать основную структуру предпринимательской деятельности на основе уже существующего опыта. Для этого используют классификатор типичных бизнес-моделей.
Признанным лидером рынка по классификации производственных процессов стала американская компания APQC. Ею создано несколько типов классификаторов, среди которых отмечают:
- Кросс-индустриальный классификатор.
- Специализированные классификаторы.
- Индустриальные классификаторы, отражающие специфику отдельной отрасли.
По сути, это пятиуровневая структура, описывающая бизнес-процессы. Каждому процессу присваивается код, описывающий его принадлежность к определенному уровню. Самый высший уровень содержит 13 основных бизнес-процессов, характерных для большинства коммерческих объектов. Сюда входят следующие направления:
- Выработка стратегии.
- Создание и обеспечение управления благами.
- Осуществление продвижения.
- Поставка продукции.
- Инвестирование в развитие человеческого капитала.
- Принципы оказания услуг.
- Методология осуществления послепродажного обслуживания.
- Управление информацией.
- Управление финансами.
- Приобретение основных средств.
- Риск-менеджмент.
- Управление предприятием.
- Внешнее взаимодействие компании.
Для всех пяти уровней количество описанных процессов составляет более 1600.
Использование модели APQC четко идентифицирует основные бизнес-процессы компании. Она была разработана для повышения конкурентоспособности американских предприятий относительно японских. Изначально она применялась только для производственных компаний.
Эта модель является достаточно обобщенной, можно сказать, эталонной. Она предполагает последующее дробление процессов, их уточнение и детализацию. Сама модель APQC окружена информационным и координирующим полем, определяющим взаимодействие компании с внешней средой и поставщиками.