Затраты предприятия – это совокупность финансовых, материальных и трудовых ресурсов, которые использованы (потреблены) предприятием в процессе ведения им хозяйствующей деятельности.
Любое предприятие независимо от формы собственности и функционального предназначения в процессе своей деятельности несет определенные затраты.
Возникновение у предприятия затрат связано с приобретением у сторонних организаций товаров (сырья, материалов, долгосрочных активов, товаров для перепродажи и т.п.) и услуг (электро- и водоснабжение, услуги связи, транспортное обслуживание и т.п.) и необходимостью исполнения взятых ранее обязательств (оплата труда работников, уплата налогов и иных обязательных платежей, погашение кредиторской задолженности и др.).
Затраты почти всегда связаны с уменьшением имущества (денежные средства и иные активы) и имущественных прав (уменьшение прав требования, рост долговых обязательств) предприятия.
В целях рациональной организации на предприятии процесса управления затратами их классифицируют по различным признакам. Так, в зависимости от цели (направленности) выделяют:
При этом на себестоимость продукции относят текущие затраты, а на прибыль предприятия – затраты на инвестиционные и социально-культурные мероприятия.
Затраты также можно разделить следующим образом. Основные (прямые, переменные) затраты - непосредственно формируют создаваемый продукт, напрямую относятся на его стоимость и зависят от объема его производства. Накладные (косвенные, постоянные) затраты - связаны с обслуживанием производственного процесса, распределяются пропорционально между всей продукцией и не зависят от объема её производства.
По экономическим элементам затраты предприятия структурируют следующим образом:
Затраты предприятия находятся в постоянном движении, изменении. Каждые затраты по-разному влияют на финансовый результат всей хозяйственной деятельности предприятия, а также на уровень тех или иных видов затрат, которые последуют в будущем. Они в своей совокупности обуславливают уровень цен, устанавливаемых на производимую и реализуемую продукцию (а следовательно, уровень спроса на неё), и размер прибыли, которую извлекает предприятие. В связи с этим каждому предприятию свойствен поиск путей оптимизации (снижения) затрат и (по мере своих возможностей) их практическая реализация.
Анализируя работу большого числа предприятий, можно выделить следующие три основных пути оптимизации затрат:
Планомерное сокращение затрат предприятия предполагает улучшение трех направлений его хозяйственной деятельности: производственные процессы, инвестиции, закупки. На них приходится наибольшая доля затрат, в связи с чем высока степень их влияния на итоговую прибыль предприятия.
Затраты на производственные процессы оцениваются с точки зрения клиента – стал бы он платить за некачественную продукцию. В последнее время для снижения этих затрат на некоторых предприятиях применяется технология «бережливого производства».
Требуется организовывать серьезный отбор инвестиционных проектов, на которые тратится большое количество денежных средств. Этот отбор должен заключаться в обосновании целесообразности инвестирования, в определении срока окупаемости и доходности инвестиций.
Оптимизация закупок предполагает поиск поставщиков, наиболее выгодных с экономической точки зрения.
Быстрое сокращение затрат предполагает снижение постоянных и переменных затрат предприятия, прежде всего, затрат на закупку сырья и материалов. В этих целях осуществляется пересмотр договоров с поставщиками. Количество накладных затрат может быть оптимизировано в результате более экономного расходования ресурсов. А оптимизация затрат на содержание персонала может быть реализовано посредством замены фиксированной части на премиальную – зависимую от производительности труда.
Экспресс-сокращение затрат осуществляется тогда, когда предприятию необходимо как можно быстрее прекратить оплачивать расходы по некоторым статьям.
Одним из путей оптимизации затрат предприятия является повышение их эффективности, что может быть выражено одной из следующих моделей: