Сущность социальной ответственности
Корпоративная социальная ответственность – это часть корпоративной культуры предприятия, предполагающая, что существование организации является частью окружающей среды, которая определяет само существование фирмы.
Считается, что помимо материальных ценностей, таких как получение прибыли, повышение эффективности использования ресурсов, обеспечение занятости населения, следование закону страны, корпорация должна нести ответственность перед обществом. Здесь понимается направление собственных ресурсов по социальным каналам, пожертвования в пользу общества и улучшения качества его жизни. Качество жизни в данном случае подразумевает обеспечение защиты окружающей среды, здоровья граждан, обеспечение защиты прав сотрудников и покупателей.
Корпоративная социальная ответственность достаточно широкое понятие, которое включает в себя следующие компоненты:
- этику;
- социальную политику;
- политику в сфере охраны окружающей среды;
- особые принципы организации корпоративного управления;
- обеспечение прав личности при работе с собственными сотрудниками, поставщиками и подрядчиками.
Самым полным определением корпоративной социальной ответственности можно назвать отклик предприятия на нужды своих работников, граждан страны и населения всего мира. Само это понятие возникло в развитых странах относительно недавно. До этого крупные транснациональные компании вырабатывали свои принципы взаимодействия с окружающим миром. Однако, в сфере взаимодействия с социумом использовался случайный метод. Какие-то механизмы срабатывали, какие-то нет. Взаимодействие происходило путем установления обратной связи со своими сотрудниками, покупателями и контролирующими органами власти. Но к концу семидесятых годов многие крупные компании Запада стали понимать необходимость формирования единой социальной политики, как для внутреннего, так и для внешнего пространства взаимодействия.
Причинами для формирования социальной ответственности послужили усиление государственного регулирования и контроля корпораций, профсоюзная сила по борьбе за права сотрудников и по обеспечению защиты окружающей среды, переориентация экономики на потребности покупателей, повышение значения социального спроса.
К рубежу веков развитые страны выработали свои принципы корпоративной социальной ответственности. Стали создаваться предприятия, чей основной задачей стала реализация системы мер по обеспечения корпоративной социальной ответственности.
Внутренняя и внешняя среда корпоративной социальной ответственности
Социальная ответственность крупных компания включает в себя два компонента:
- Ответственность перед собственным штатом наемных сотрудников.
- Внешнее взаимодействие с окружающей средой и людьми.
Первый компонент включает в себя реализацию мероприятий по обеспечению безопасности труда, поддержанию социально значимого уровня заработной платы, создание условий по предоставлению качественной медицинской помощи сотрудникам, предоставление возможности обучения и повышения квалификации, оказание материальной и нематериальной помощи сотрудникам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Второй компонент реализуется в спонсорстве, содействие охране окружающей среды, обеспечении взаимодействия с населением и местными органами власти, готовности помогать в случае кризисных ситуаций и форс-мажоров обществу. Не менее важным шагом, является построение доверительных и уважительных отношений с потребителями товаров и услуг.
Существует гипотеза, что корпоративную социальную ответственность можно представить в виде пирамиды. В ее основании находятся мероприятия, соответствующие требованиям законодательства страны. Немного выше находятся интересы собственных сотрудников, их здоровье, комфорт на рабочем месте. Высший уровень ответственности предполагает участие в благотворительной деятельности.
Стихийность российской экономики не давала крупным компаниям сосредоточиться на социальной ответственности. Однако, возможность выхода на международный рынок, сотрудничество с иностранными партнерами потребовало пересмотра внутренней корпоративной политики многих предприятий. Бизнес-ассоциации выступают активными партнерами в реализации корпоративной социальной ответственности, что выразилось в формировании общих положений о корпоративной этике. Первые элементы благотворительности в России появились еще в девяностые годы. Они носили стихийный характер, как правило, оплачивались из нелегальных денежных запасов. Большая часть субсидий со стороны государства шла на оплату социальных нужд собственных сотрудников компании.
На современном этапе корпоративная социальная этика российских компаний носит более цивилизованный характер. Стимулом для этого стала потребность компании в признании своих заслуг как на внутреннем, так и на международном рынке. Сейчас подход к реализации мероприятий в рамках социальной ответственности стал более продуманным и структурированным. Политика корпорации в данной области деятельности ориентируется на планирование, расстановку приоритетов, прозрачного взаимодействия с аудиторией. Так же осуществляет конкурсный отбор программ для целей социального инвестирования, устанавливается связь с корпоративными брендами и имиджем компаний.
Методы корпоративной социальной ответственности в России используются только в крупных компаниях. Средний и малый бизнес продолжает работать как прежде, так как бизнес рассматривается в качестве инструмента получения дохода, а не в качестве профессиональной деятельности. Такое отношение распространяется и на благотворительность, которая рассматривается скорее как маркетинговый ход, нежели как настоящая социальная ответственность перед обществом.
Корпоративная социальная ответственность в «Газпроме»
Открытое акционерное общество «Газпром» является одной из крупнейших российских компаний. Так же это одно из двадцати самых значимых международных предприятий, осуществляющих добычу и переработку нефти и газа в мире. На территории России — это единственная компания, осуществляющая добычу и экспорт сжиженного природного газа. Основная коммерческая цель корпорации – выход в лидеры глобальных энергетических компании за счет диверсификации существующего производства и каналов сбыта.
Руководство компании ориентировано на развитие профессионализма и квалификации собственных сотрудников, так как расценивает их в качестве основной ценности и доходного ресурса. Стратегия работы с персоналом тесно переплетается с общей коммерческой целью корпорации.
Провести оценку социальной корпоративной ответственности российской компании – достаточно сложная задача, так как очень сложно получить необходимый объем информации. Большая ее часть является частной собственностью или коммерческой тайной. Легче всего рассмотреть степень социальной ответственности предприятия по нефинансовому отчету GRI, который содержит в себе данные об экономических, экологических и социальных достижениях компании за прошедший год.
Помимо внутренних программ, «Газпром» активно участвует в социальной жизни российского общества. Корпорацией реализуются мероприятия по:
- социально-экономическому развитию регионов;
- инвестированию в социальные нужды;
- обеспечению защиты окружающей среды;
- ресурсосбережению;
- обеспечению корпоративной коммуникации;
- социальному маркетингу.
Например, в регионах компанией осуществляется взаимодействие с органами местной власти с целью строительства жилья, облагораживания территорий, реконструкции спортивных объектов. Так же проводятся мероприятия в сфере здравоохранения, образования, культуры. «Газпром» является спонсором множества спортивных команд и мероприятий, поддерживает детские дома, объединения ветеранов, творческие коллективы. Внутри компании осуществляется поддержка карьерного роста сотрудников, обеспечение материальной и нематериальной помощью в случае кризисных ситуаций, широко применяются льготы сотрудникам для различных нужд. Особое внимание уделяется охране труда, обеспечению безопасности жизнедеятельности на производстве. Помимо заботы о самих сотрудниках, «Газпром» предоставляет возможность отдыха и развития для их семей.