Внешние и внутренние факторы, определяющие конкурентоспособность хозяйствующего субъекта
Всякое предприятие, любой субъект хозяйствования осуществляет свою деятельность на стыке внешней и внутренней среды. Первая предопределяет угрозы и возможности внешнего окружения, а вторая формирует внутренний потенциал субъекта хозяйствования. Аналогично на однородные группы могут быть разделены и факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности хозяйствующего субъекта (рисунок 1).
Рисунок 1. Основные виды факторов конкурентоспособности предприятия. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В основе внутренних факторов лежат объективные критерии, определяющие возможности хозяйствующего субъекта в части обеспечения своего конкурентного потенциала. К ним могут быть отнесены финансово-экономическое состояние предприятия, кадровый потенциал и потенциал маркетинговых служб, материально-техническое обеспечение производства и пр.
К внешним факторам следует относить организационные и социально-экономические отношения, которые позволяют предприятия производить товары и услуги более привлекательные по своим характеристикам (как ценового, так и неценового порядка), нежели продукция конкурентов.
В качестве примеров внешних факторов можно привести характеристики рыночной среды, меры государственного воздействия экономического и административного характера; деятельность общественных и негосударственных институтов, политических партий и движений, оказывающих влияние на формирование социально-экономической обстановки в стране.
Таким образом, внутренние факторы в своей совокупности формируют экономический потенциал предприятия, который, в свою очередь, определяется совокупностью его ресурсов и эффективностью их использования. Внешние факторы включают экономическую политику государства, основные характеристики рынка и т.п.
В конечном счете, конкурентоспособность хозяйствующего субъекта зависит от воздействия целого комплекса факторов внутренней и внешней среды.
Классификация факторов конкурентоспособности предприятия по М. Портеру
Согласно исследованиям известного экономиста, профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера все факторы конкурентоспособности могут быть подразделены на несколько групп (рисунок 2).
Рисунок 2. Факторы конкурентоспособности по М. Портеру. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Согласно классификации, предложенной М. Портером, факторы конкурентоспособности предприятия напрямую связаны с факторами производства. Рассмотрим их более подробно.
К основным факторам конкурентоспособности относятся природные и климатические условия, географическое положение производства, уровень квалификации рабочей силы и пр.
Развитые факторы включают в себя высококвалифицированный персонал, использование высокотехнологичных производств и современную инфраструктуру обмена информацией. Нередко они формируются на основе базовых факторов. Это означает, что с одной стороны они не являются источником конкурентных преимуществ, а с другой – требуют весьма высокого качества основных факторов, чтобы они могли служить основой для создания родственных развитых факторов.
В зависимости от уровня специализации вся совокупность факторов конкурентоспособности может быть подразделена на две группы:
- общие факторы (персонал с высшим образованием, инфраструктура), которые могут быть использованы в широком спектре отраслей;
- специализированные и иные факторы, используемые в одной или сразу нескольких отраслях (например, узкоспециализированный персонал или специфическая инфраструктура).
На основе общих факторов формируются конкурентные преимущества ограниченного характера. В свою очередь специализированные факторы, нередко формирующиеся на базе факторов общего порядка, выстраивают более солидную и долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.
Естественные факторы конкурентоспособности включают в себя географическое положение и природные ресурсы, а искусственно созданные — технику, технологию, экономическую среду и пр.
Внешние и внутренние факторы определяются местом возникновения и отношением к предприятию. Более подробно они были рассмотрены выше.
Прочие подходы к классификации факторов конкурентоспособности предприятия
Герчикова И. Н. в основу классификации факторов конкурентоспособности хозяйствующего субъекта закладывает целевое назначение создаваемого продукта труда. Факторы конкурентоспособности в этом случае включают в себя:
- коммерческие условия (скидки, кредиты, бартер);
- организацию сбытовой деятельности (реклама, размещение, доступность и пр.);
- организацию технического обслуживания (объем услуг, их стоимость, сроки);
- потребительские представления об организации-производителе (репутация, товарный знак);
- влияние тенденций развития конъюнктуры рынка на положение организации на нем.
Следует отметить, что данный подход в большей степени соответствует торговым организациям, нежели производственным предприятиям.
Согласно другому подходу всю совокупность факторов, определяющих уровень конкурентоспособности предприятия, условно можно разделить на две группы – ресурсные и организационные. Первые включают в себя финансовые, информационные, технико-технологические, природные факторы и персонал. В состав вторых включаются такие факторы, как административно-организационная структура, организация труда, управления и производства.
На конкурентоспособность предприятия существенное влияние оказывают рыночная конъюнктура, уровень конкуренции, техническая оснащенность, уровень инновационной активности предприятия и его финансовая устойчивость, мотивация и квалификация сотрудников. К числу основных факторов, которые формируют конкурентоспособность хозяйствующего субъекта также можно отнести уровень цен, качество, узнаваемость марки и репутация на рынке, престижность товара/услуги.
Таким образом, конкурентоспособность и успех любого предприятия, организации, фирмы строится на основе конкурентных преимуществ, которые могут быть:
- внешними и внутренними,
- стратегическими и тактическими (долго- и краткосрочными);
- организационными и ресурсными.
При прочих равных условиях важнейшая роль в формировании конкурентоспособности хозяйствующего субъекта отводится маркетинговой составляющей его деятельности.