Понятие и типы рынков
Рынок представляет собой абстрактную, экономическую категорию, характеризующую систему взаимоотношений продавцов и покупателей в процессе осуществления обмена.
В основу классификации рынков заложены различные критерии, к числу которых относятся такие как: географическое положение, число участников рынка и так далее.
В зависимости от географического положения рынки делятся на:
- местные рынки, действующие в пределах определенного муниципального образования;
- национальные, действующие в пределах определенного государства;
- мировой, объединяющий в себе все экономические связи планеты.
В зависимости от характера продаж рынки делятся на оптовые и розничные.
В соответствии с уровнем насыщенности рынки делятся на равновесные (спрос и предложение сбалансированы), избыточные (предложение превышает спрос) и дефицитные (спрос превышает предложение).
По уровню легитимности рынки делятся на легальные (действующие в соответствии с требованиями законодательства) и нелегальные (действующие за пределами правового поля).
По отраслевому критерию рынки делятся на виды в зависимости от реализуемых на них товаров: вещевые, продовольственные, компьютерные и так далее.
В выделенных типах рынка также различают субрынки или сегменты рынка, то есть его части, объединяемые общими требованиями к товару или услуге.
Классификация рынков по действующей конкуренции
В зависимости от уровня конкуренции рынки делятся на следующие типы.
Во-первых, рынок совершенной (свободной) конкуренции. Данный тип рынка является воплощением идеального представления о реализации рыночного механизма конкуренции, при котором в рамках рынка действует неограниченно большое количество продавцов и покупателей, имеющих равные возможности и права (доля каждого продавца на рынке ограничена). Для данного типа рынка характерны:
- наличие абсолютно однородного товара (продаваемые товары обладают одинаковыми стандартными свойствами – качество, внешний вид, упаковка);
- наличие абсолютно свободного доступа на рынок новых фирм и свободного выхода с рынка действующих на нем фирм;
- абсолютный уровень мобильности всех факторов производства, наличие возможности освобождения от излишков ресурсов или привлечения дополнительного объема ресурсов;
- полный уровень прозрачности информации о рынке, обозначающий ее доступность всем участникам в отношении цен, качества товаров, объема спроса на них и их предложения, то формирование условий полной определенности для принятия решений;
- наличие одинаковых условий конкурентной борьбы для всех участников рынка, отсутствие преимуществ любого рода для кого-либо (длительное сотрудничество, предоставление скидок, сокращение сроков поставки и прочее).
Во-вторых, рынок монополистической конкуренции, характеризующийся дифференциацией продукции, большой численностью продавцов, относительно низкими барьерами входа и выхода из отрасли. Данный тип рынка возникает в том случае, когда потенциальными конкурентами организации предпринимается попытка разработки дифференциальной маркетинговой стратегии, направленной на захват части рынка. В условиях такого рынка действует несколько фирм, применяющих различную структуру маркетинга при реализации сходной продукции. Возможность проникновения на рынок сохраняется в связи с достаточно невысокими затратами на вход в отрасль. При данном типе рынка значение приобретают отличительные особенности товаров;
В-третьих, монопольный рынок, характеризующийся наличием производителя, выпускающего продукцию, не имеющую аналогов. Отсутствие конкурентов у монополиста приводит к полному контролю с его стороны поставок продукции и наличию абсолютной свободы создания максимально высоких барьеров для входа в отрасль. Сохранение монополии в современных условиях приходится в основном на сферу коммунального обслуживания (энергоснабжение, газоснабжение и так далее), регулируемую в большей степени государственными органами. Антимонопольное законодательство допускает возникновения естественных монополий, поскольку их развитие и эксплуатация требует огромной концентрации ресурсов. В условиях монополистического рынка маркетинг ориентирован на контроль рынка и поддержание уникальности товара;
В-четвертых, олигополистический рынок, характеризующийся небольшим количеством продавцов, контролирующих значительный объем поставок товаров. Данный тип рынка обязывает его участников к принятию во внимание действий конкурентов, поскольку они прямо отражаются на каждом участнике рынка. Товар, предлагаемый на олигополистическом рынке, может быть однородным (к примеру, алюминий) или дифференцированным (к примеру, автомобили). Для входа в отрасль новому субъекту требуется значительный объем затрат, что затрудняет проникновение на рынок. Барьером проникновения в некоторые отрасли является высокий уровень маркетинговой или технической квалификации.
Участники олигополистического рынка избегают ценовых войн, способных разорить всех участников рынка.
Специалисты выделяют особый тип рынка, в рамках которого действует один крупный хозяйствующий субъект, обладающий всеми отличительными признаками доминанта, но не выполняющий эту роль стратегически в виллу особых характеристик рынка. Для обозначения таких типов рынка применяется термин «квазиконкурентный» или «состязательный». Этот тип рынка характеризуется отсутствием препятствий на вход на него. Средства, инвестированные в деятельность при входе на рынок, легко возмещаются, в результате хозяйствующий субъект может в короткий период получить прибыль на рынке, а затем покинуть его. Для доминирующей фирмы характерна работа под сильным давлением потенциальных конкурентов. В силу высокого уровня угрозы входа на рынок единственный участник рынка действует на нем в условиях, аналогичных условиям совершенной конкуренции, в отношении цены.