Справочник от Автор24
Все самое важное в приложении

Рынок и законы его функционирования

Сущность и функции рынка

Определение 1

Рынок – это процессы и процедуры, которые обеспечивают товарно-денежный обмен между субъектами хозяйствования.

Он может принимать разные формы и обслуживать различные виды операций. Главным критерием рынка является независимость действий его участников. Большое число субъектов порождает конкурентную борьбу, так как каждый агент стремится реализовать собственный интерес. Конкуренция может быть совершенной и несовершенной. Первая подчеркивает идеальное состояние рынка, на котором продавцы и покупатели не способны оказывать на него существенное влияние. В практической жизни чаще встречаются виды несовершенной конкуренции. Если конкуренция затрагивает продавцов, то выделяют монополии, олигополии, монополистическую конкуренцию. Борьба за лучшие условия может разворачиваться и между покупателями. В этом случает проявляется монопсония или рынок одного покупателя, и олигопсония или рынок нескольких покупателей.

Получи второе высшее онлайн
Обучение психологии, маркетингу, нутрициологии и работе в сфере кино
Выбрать программу

В основе рыночной структуры лежит регулярный обмен товарами и денежными средствами. Он осуществляется на добровольной основе, а расчеты осуществляются в денежном или товаром эквиваленте. Свободный доступ на рынок обеспечивает конкуренцию, стимулирующую экономическое развитие.

Рынок выполняет ряд функций:

  • Информационная. Рыночная система оповещает всех участников о действующем уровне цен.
  • Посредническая. Рынок обеспечивает место пересечения интересов продавцов и покупателей.
  • Ценообразуюшая. Установление цены происходит под влиянием конкуренции, спроса и предложения.
  • Регулирующая. Эта функция проявляется в установлением соотношения между спросом и предложением, согласно действующим законам рынка.
  • Стимулирующая. Рынок через конкурентную борьбу стимулирует инновационную деятельность и научно-технический прогресс, что в целом оказывает положительное воздействие на экономику.
  • Координирующая. Рынок заставляет участников ориентироваться на те блага, которые востребованы покупателями.
  • Оздоравливающая. Вследствие конкурентной борьбы неэффективные и убыточные предприятия становятся банкротами и уходят с рынка.
«Рынок и законы его функционирования» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Консультации эксперта по предмету
Найти эксперта
Помощь в написании учебной работы
Узнать стоимость
Замечание 1

Таким образом, рынок – это система хозяйствования, поддерживающая интересы каждого ее участника.

Законы рынка

Рыночная система хозяйствования развивается динамически. Ее закономерности изучаются учеными на протяжении нескольких веков. На сегодняшний день законами, характеризующими работу рынка, являются закон стоимости, закон спроса и предложения, закон конкуренции.

Закон стоимости - это экономический закон, характеризующий товарное производство, и регулирующий обмен товаров. Обмен зависит от количества затраченного труда, то есть стоимость определяется обществом. В рыночной экономике закон стоимости выступает в качестве регулятора. Происходит отклонение цены от общественной стоимости в результате конкурентной борьбы. Чем выше разница между стоимостью и рыночной ценой, тем выгоднее цена для предложения. Чем ниже цена, тем выше потребительский спрос на товары, при этом количество товаров или услуг, начинает сокращаться.

Законы предложения и спроса связаны с уровнем цен. Чем выше цена, тем выше предложение. Производителям выгодно продавать товары по более высоким ценам. Потребность в благах делает рынок привлекательным для новых игроков. Если цена снижается, то предложение начинает уменьшаться. Но спрос в большинстве случаев растет, так как покупатели получают возможность приобрести благо по более выгодной цене.

Закон конкуренции

Определение 2

Конкуренция представляет собой соперничество или борьбу между субъектами хозяйствования за доступ к факторам производства и рынкам сбыта.

Конкурируя между собой, покупатели стремятся приобрести товар по более выгодной цене при сохранении его потребительских свойств. В рамках экономической теории чаще всего речь идет о деловой конкуренции, то есть о борьбе, возникающей между производителями. Каждый участник своими действиями ограничивает свободу действий другого участника.

Экономика рассматривает конкуренцию в четырех аспектах:

  1. Правила едины для всех участников.
  2. Состязательность на рынке.
  3. Способность к саморегулированию
  4. Критерий определения отраслевого рынка.

По формам выделяют совершенную и несовершенную конкуренцию. Первая демонстрирует идеальную модель рынка, к которой необходимо стремится при выработке стратегии экономического развития. Но на практике субъекты сталкиваются с проявлениями несовершенной конкуренции. Монополия характеризует систему, где власть принадлежит одному крупному игроку. Он может влиять и на цену, и на объем сбыта. Чаще всего, проблемы возникают с естественными монополиями. Чтобы обеспечить доступ к товарам и услугам монополистов, государство проводит антимонопольную политику.

Олигополия представляет собой рынок нескольких продавцов, создающих однородную продукцию, обычно высокотехнологическую и технически сложную в исполнении. Чтобы рынок считался олигополией, число игроков на нем не должно превышать 20 предприятий. Здесь так же необходимо вмешательство государственной власти, запрещающее объединение предприятий по тайному сговору.

Монополистическая конкуренция характерна для рынка массового потребления. Каждый из продавцов стремится к монополизации той части системы, в которой он действует. Готовая продукция участников не является совершенным заменителем товара конкурента. На рынке действует большое число продавцов, каждый из которых удовлетворяет свою небольшую долю покупателей. При этом каждый участник имеет возможность самостоятельно определять уровень цен, не ссылаясь на ценообразование аналогичных фирм. На рынке монополистической конкуренции барьеры входа и выхода относительно невысокие.

Замечание 2

Таким образом, на рынок действуют законы стоимости, предложения, спроса и конкуренции. Структура его работы, степень концентрации продавцов и покупателей так же определяются вышеперечисленными законами.

Не нашел нужную статью?
Воспользуйся новым поиском!
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Дата последнего обновления статьи: 23.07.2022
Трудности с учебой
Трудности с написанием работы?

Эксперты на Автор24 помогут сделать любую учебную работу!

Попробуй бесплатный инструмент для оформления работы по ГОСТу «ДокСтандарт»

Загрузи учебную работу и получи отформатированную версию всего через 30 секунд

Попробовать
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot