Понятие рынка, его черты
Формирование рыночных отношений стало результатом эволюции хозяйственных связей, которые появились еще в древние времена. Обмен между людьми существует достаточно давно. Стимулом к ускорению и усложнению обменных операций послужило введение единого эквивалента расчета и оценки товара или услуг. Постепенное развитие производства началось с момента формирования частной собственности. Люди стали заниматься земледелием, скотоводством и ремеслами. Толчком к увеличению объемов выпуска стала промышленная революция. Она повлияла на качественные и количественные изменения в системе хозяйствования. Общество получило возможность выбирать среди благ, поэтому спрос стал определяющим фактором работы производителей.
В экономической теории существует множество понятий рынка, но самым обобщенным из них считается представление о том, что рынок является местом пересечения интересов продавцов и покупателей. Предпосылками формирования рыночных отношений считают следующие этапы:
- Оформление и усложнение обмена между экономическими субъектами. При этом обмен совершается на взаимовыгодных условиях при помощи денежного ресурса, выступающего инструментом обслуживания товарного потока.
- Свобода экономических агентов дает возможность развивать рыночные отношения. Предприниматели, производители в своей деятельности стремятся к получению дохода, максимально выгодных условий существования. Потребитель так же свободен в своем выборе. Его выбор ограничивается только личными интересами.
- Эволюция хозяйственных отношений постепенно сокращала роль государства в управлении экономическими процессами. В настоящее время государственное регулирование сводится к формированию законодательства и осуществления контроля над его соблюдением. Так же государство может варьировать совокупные показатели экономики через налоги, трансферты и государственные закупки.
Таким образом, рынок прошел длительный путь эволюции от места, где покупатель совершал сделку купли-продажи с производителем, до формирования механизма саморегулирования макроэкономических систем. Сегодня под рынком понимается стремление экономики к установлению относительного баланса, влияние на формирование равновесных цен, учет интересов обеих сторон обменных операций.
Товарный рынок и рынок услуг
В основе экономики лежит система производства благ, которые обычно представлены услугами и товарами. За счет их создания и сбыта продавцы могут получать прибыль, расширять свою деятельность, модифицировать ее, создавать рабочие места. Продажа товаров и услуг дает возможность получать выручку, которая уходит на уплату налогов, личное потребление и инвестиции в воспроизводство.
Существует большое число товарных рынков и рынков услуг. Обычно они подразделяются в зависимости от производимого блага. В экономической науке принято выделять товарные рынки сырья, готовой продукции, а также инвестиционных и потребительских товаров. В основе любой хозяйственной системы лежит рынок ресурсов, который торгует сырьем и сельскохозяйственной продукцией. Сюда же относят продажу энергии и энергоносителей. Торговля данным видом товаров обычно осуществляется на товарных биржах, где сделки совершаются относительно больших объемов продукции. Готовые изделия торгуются на внутреннем рынке и составляют огромную часть оборота общемирового рынка.
Инвестиционные товары продаются между производителями, а потребительские товары обычно реализуются домашним хозяйствам. Рынок потребительских товаров является наиболее массовым.
В последнее время развитые страны ориентируются на развитие третичного сектора экономики или сектора услуг. Сейчас на долю услуг приходится до 68% внутреннего валового продукта. Сюда относят такие сферы деятельности, как:
- страхование;
- здравоохранение;
- культуру и искусство;
- связь, информацию и телекоммуникацию;
- финансы;
- услуги коммунального хозяйства;
- торговлю;
- транспорт;
- общественное питание.
Часть перечисленных услуг относится к социальной сфере и зачастую предоставляется бесплатно за счет государственных или муниципальных бюджетов. Другой особенностью данного рынка является тот факт, что услуги обычно потребляются на месте их производства.
Конкуренция на рынке товаров и услуг
Независимость действий производителей и продавцов в рыночных отношениях формирует конкурентную борьбу между ними. Продавцы борются за потребительский спрос, доступ к ресурсам, наиболее выгодным условиям, способным повысить их доходы. Потребители обычно вступают в борьбу, если товар или услуга ограничены в объеме.
Современный этап экономического развития достиг того уровня предложения товаров и услуг, в котором именно потребитель определяет качественные, количественные и ценовые характеристики благ. Покупатель руководствуется текущей потребностью и предельной полезностью продукта в этот момент. Получается, что конкуренция на рынке услуг и товаров является клиентоориентированной, то есть продавцы вступают в борьбу за покупателей.
Существует ряд исключений. Например, монополия на естественные ресурсы имеет социальную ориентированность. Здесь необходимо государственное вмешательство, чтобы население имело доступ к жизненно важным ресурсам, например, к водоснабжению. Монопсония представляет собой рынок одного покупателя, которым обычно выступает государство. Часть отраслей народного хозяйства работает только в этой сфере, например, военно-промышленный комплекс.
Рынки инвестиционных услуг и товаров обычно предполагают взаимодействие между юридическими лицами. Здесь торгуются блага, имеющие сложную техническую структуру. Конкуренция в сфере этих отношений может носить характер олигополии и олигопсонии, когда на рынке действует несколько продавцов или покупателей. Именно они определяют цены, доли рынка, объемы выпуска или закупок. Между ними обычно существует негласная договоренность, влияющая на основные параметры рынка.
В сфере потребительских услуг и товаров обычно действует монополистическая конкуренция. Здесь работает множество продавцов и покупателей. Они не оказывают значимого влияния на основные параметры рынка, при этом каждый из производителей стремится к монополизации своей части рынка. Такая конкуренция способствует развитию деловых отношений, появлению новых характеристик, качеств товаров, а также внедрению новых подходов в сфере маркетинга, сбыта, рекламы и так далее.