Сущность коммерческой деятельности
В условиях развития экономики рыночного типа господствующее положение занимают товарно-денежные отношения. Фактически практически все продукты труда, производимые на предприятиях различных форм собственности и отраслевой принадлежности, так или иначе, участвуют в процессах купли-продажи, проходя, таким образом, стадию обмена.
В современных условиях коммерция является одним из основных инструментов хозяйствования, а коммерческая деятельность выступает неотъемлемым элементом функционирования рыночных структур.
Само слово «коммерция» имеет латинские корни и в дословном переводе с латыни означает торговлю и торговые операции. Понятие коммерческой деятельности гораздо шире и сложнее простой торговли. Иначе говоря, торговля всегда опирается на коммерцию, однако далеко не всякая коммерческая деятельность может быть сведена к одной лишь торговле. В настоящее время термин «коммерческая деятельность» трактуется по-разному; единства подходов к определению ее сущности не выработано до сих пор.
Так или иначе, в большинстве случае ее отождествляют с деятельностью оперативно-организационного характера, направленной на осуществление операций, связанных с обменом товарно-материальных ценностей в целях удовлетворения рыночных потребностей и получения прибыли. По сути своей коммерческая деятельность – это часть предпринимательской деятельности, напрямую не охватывающая производственный процесс.
Сущность коммерческой деятельности находит свое отражение в ее содержании, которое определяется рядом основополагающих целей, преследуемых осуществлением коммерческой деятельности (рисунок 1).
Рисунок 1. Основополагающие цели коммерческой деятельности. Основополагающие цели коммерческой деятельности
Таким образом, коммерческая деятельность, осуществляемая хозяйствующим субъектов, всегда стремится к увеличению получаемой предпринимателем выгоды (прибыли) посредством развития товарного рынка и совершенствования процессов сбыта и реализации продукции, а также за счет снижения сопутствующих затрат.
История развития коммерческой деятельности в России
Своими корнями коммерческая деятельность уходит в глубокую древность. Само ее становление было обусловлено возникновением товарно-денежных отношений и появлением торговых посредников.
В древнерусском государстве центры городов формировались вокруг рынков, иначе именуемых торжищами. Внутренняя торговля, как правило, осуществлялась самими производителями, в обход посредников. Внешняя торговля требовала участия последних. Как правило, ими выступали купцы. Таким образом, развитие коммерческой деятельности на территории российского государства принято связывать с появлением торговых посредников и их групп, произошедшим в X-XIIвв. Основными типами торговых посредников в древнерусском государстве выступали:
- прасолы – посредники, осуществляющие сборку товаров у производителей и перенаправляющие их в сортировочные и торговые пункты для последующей перепродажи;
- коробейники – странствующие торговцы, повсюду развозящие мелочный товар;
- купцы – торговцы, скупающие товары для последующей их продажи с целью извлечения прибыли.
Древнерусская торговля развивалась и уже к XIII веку в крупных городах, таких как Москва, Новгород и Псков, были сформированы первые так называемые купеческие кооперации. Однако развитие купечества было прервано нашествием монголо-татар и продолжилось лишь после их отступления.
В XVIII веке купечество оформилось в качестве нового сословия, были образованы купеческие гильдии. В первую гильдию входили крупные торговцы. Состав второй гильдии был представлен хорошими ремесленниками, лавочниками и торгашами. Третьей и самой низшей гильдией выступали мастера и простые ремесленники.
Именно с эпохой правления Петра I связано активное развитие внешней торговли. В этот период развивались международные торговые связи с Персией, Китаем, Восточной Европой. Дети купцов отправлялись за границу для обучения торговому делу. Тогда же была создана первая биржа.
В последующие века, вплоть до начала 20 столетия коммерческая деятельность являлась почитаемым занятием в обществе, а сами купцы обладали особым, привилегированным статусом. Однако после октябрьской революции и прихода к власти большевиков коммерческая деятельность была запрещена, а ее развитие затормозилось на многие годы. Лишь в 1960-х гг. с проведением хозяйственных реформ, направленных на оживление товарно-денежных отношений, началось восстановление коммерции в России. После начала перестройки 1990-х гг. роль коммерческой деятельности резко возросла, а ее возможности расширились.
В современной России коммерческая деятельность является неотъемлемым элементом функционирования экономики страны. Формы и направления ее осуществления разнообразны.
Источники осуществления коммерческой деятельности
Итак, своим появлением коммерческая деятельность обязана становлению рынка и развитию товарно-денежных отношений. Без них ее осуществление было бы попросту невозможным.
Осуществление коммерческой деятельности требует непрерывного учета и анализа рыночной ситуации. Как правило, подобная информация носит название «коммерческой». К ней относится рыночная конъюнктура,информация о потребителях и их мотивах при покупке товаров (услуг), обще рыночные требования к продукции, уровень и характер конкурентной борьбы и общая конкурентоспособность хозяйствующего субъекта и пр. Источники осуществления коммерческой деятельности формируются как внутри хозяйствующего субъекта, так и во внешней среде. Таким образом, они могут быть подразделены на две группы:
- внешние;
- внутренние.
Их базовая совокупность представлена на рисунке 2. Рассмотрим их более подробно. Внешние источники осуществления коммерческой деятельности хозяйствующего субъекта определяются рыночной средой и соответствующими ей рыночными регуляторами. Также сюда относится нормативно-правовая база, лежащая в основе принимаемых субъектом коммерческих решений.
Рисунок 2. Источники осуществления коммерческой деятельности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Внутренние источники связаны, как правило, с механизмами воздействия самого субъекта хозяйствования на осуществляемую им коммерческую деятельность в соответствии с потребительским спросом и его возможностями. К их числу также относятся методы и средства, лежащие в основе достижения поставленных целей коммерческой деятельности с учетом переменных факторов внешней и внутренней среды. Особая роль отводится взаимосвязи стратегии развития хозяйствующего субъекта с его коммерческой деятельностью.