Сущность бизнес-планирования коммерческой деятельности
Любое предприятие начинает свою деятельность с утверждения уставных и учредительных документов. Но помимо этих документов существует важный пункт, без которого нельзя представить себе старт любой фирмы – бизнес-план.
Посредством бизнес-плана руководство компании может осуществить подготовительное планирование ее будущего. При утверждении данного документа может быть установлена основа построения всей коммерческой деятельности фирмы, поэтому бизнес-план будущих предприятий должен быть расписан в подробностях и иметь теоретическое обоснование.
Составляющие бизнес-плана
Если рассматривать стандартные бизнес–планы, то обычно они состоят из следующих основополагающих частей.
-
Общей части:
- Титульного листа,
- Формулировки цели,
- Содержания (оглавления)
- Краткие пояснения по организации первоначального капитала.
-
Раздел 1. Предприятие состоит из:
- Описания компании,
- Ее местоположения,
- Описания выпускаемого товара (услуги),
- Рынков и маркетинговых мероприятий,
- Основных конкурентов,
- Организации производственного процесса,
- Организационной структуры и управления,
- Характеристики сотрудников,
- Состава капитала и ожидаемого эффекта.
-
Раздел 2. Финансовый план состоит из:
- Источников и назначения финансирования,
- Потребности в основных фондах,
- Прогноза объема реализации продукции,
- Баланса компании,
- Планирования финансового результата деятельности,
- Планирования движения денежных средств,
- Анализа процессов выхода в безубыточность,
- Анализа отклонений от плановой сметы,
- Финансовых отчетов предыдущих периодов.
-
Раздел 3. Приложение
Каждый бизнес-план должен иметь титульный лист, на котором присутствует информация о наименовании организации, сути предложения (заявки на финансирование, проекта сотрудничества и др.), месте расположения организации, номерах телефонов (факса), фамилии, имени и отчестве директора и человека, который составил бизнес-план, дате составления.
Титульный лист не должен быть перегружен подробными описаниями, лаконичность и понятность будут главными его преимуществами. На странице, которая следует за титульным листом, дается формулировка о назначении бизнес-плана.
Формулировка назначения бизнес-плана
В случае, когда бизнес-план является средством самоорганизации, формулировка его назначения может быть следующая: “В данном бизнес-плане сформулирована стратегия и тактика деятельности предприятия”.
Если же бизнес-план будет применяться как документ для потенциальных партнеров по бизнесу (инвесторов), то формулировка может быть такой: "Данный бизнес-план предназначен с целью ознакомления инвесторов (потенциальных партнеров) с организационной, рыночной и финансовой стратегией предприятия”.
Существует три метода, с помощью которых формулировка цели может быть конкретной:
- Количественная определенность цели,
- Разбитие цели на соответствующие задачи, которые нужны для ее достижения,
- Установление конкретных сроков достижения целей (решения задачи).
- Формулируя цель, нужно придерживаться краткости и делового стиля, при этом рекомендовано ограничить размер формулировок цели половиной листа машинописного текста, но это полностью зависит от сложности цели и не обязательно.
- Каждый бизнес-план для удобства должен обладать содержанием, которое представляет собой принципиальную схему бизнес-плана.
Самыми важными и основными разделами чаще всего будут:
- Описание предприятия;
- Финансовый план;
- Приложения.
Иногда принято выделять часть, которая посвящается анализу состояния и будущим перспективам развития рынков (маркетинговый план). В содержании, данные фрагменты разбиваются на более мелкие, указывая номера страниц, для более быстрого и удобного поиска информации.