Прибыль предприятия
Прибыль – это положительная разница между доходами и расходами предприятия.
Доходы формируются за счет выручки, внереализационных поступлений. Затраты идут на организацию производственной и сбытовой деятельности. Прибыль может рассматриваться как в контексте бухгалтерского учета, так и в рамках экономического подхода. Бухгалтерская прибыль отражает все доходы и расходы, которые были приняты к учету за период. Экономическая прибыль охватывает большее число операций. Здесь учитываются некомпенсированные собственные издержки предпринимателя, затраты, которые не были учтены в себестоимости.
Прибыль рассчитывается как общая балансовая или чистая, которая остается после уплаты налогов и других обязательных отчислений. Получение дохода и чистой прибыли является основной целью ведения предпринимательской деятельности.
В масштабах предприятия прибыль выполняет ряд важных функций:
- Стимулирование развития производства.
- Воспроизводство за счет реинвестирования в экономику предприятия.
- Контроль над эффективностью деятельности объекта хозяйствования.
Получение дохода заставляет предпринимателя искать новые пути конкурирования на рынке. Средства после выплаты всех налогов и обязательных платежей расходуются в зависимости от стратегических и тактических целей предпринимателя. Часть из них вкладывается в производство. Прибыль позволяет отследить насколько качественно исполняются управленческие решения.
Доход предприятия определяет динамику развития компании, так как часть средств идет на расширение деятельности и внедрение инноваций. Другая часть направляется на выплаты собственникам имущества.
Структура прибыли
Прибыль классифицируется по разным признакам:
- По источникам формирования прибыли.
- По видам деятельности.
- По составу элементов.
- По налогообложению.
- По характеру инфляционно отчистки прибыли.
- По рассматриваемому периоду формирования прибыли.
- По регулярности.
- По характеру использования прибыли.
- По значению итогового результата хозяйствования.
Структура прибыли рассматривается в зависимости от ее вида. Например, валовая прибыль включает в себя доход от реализации продукции и внереализационный доход. Чистая прибыль рассчитывается как валовая за вычетом всех налогов. Экономическая прибыль учитывает скрытые расходы, поэтому вычисляется как разница между чистой прибылью и скрытыми затратами.
Прибыль от операционной деятельности включает в себя валовую прибыль от реализации, в том числе продажи оборотных активов, доходы от операционной аренды, компенсацию ранее списанных активов, доход от списания кредиторской задолженности. Прибыль финансовых операций включает в себя доходы от инвестиций, от совместной деятельности, проценты, полученные по облигациям, другие доходы от финансовых операций. Прибыль от другой обычной деятельности состоит из реализации финансовых инвестиций, основных средств, нематериальных активов, ликвидации необоротных активов, неоперационных курсовых разниц, уценки необоротных активов. Возможно получение чрезвычайных прибылей в виде компенсации убытков от чрезвычайных событий и других доходов от потерь.
Формирование прибыли
Безубыточность работы предприятия обеспечивается за счет маржинальной прибыли. Она рассчитывается через вычитание разницы от произведенной и проданной продукции без учета НДС и переменных затрат. Переменные затраты изменяются в зависимости от объемов выпуска. Переменными считаются те расходы, которые иду на закупку сырья, материалов, оплату труда сотрудников. Маржинальная прибыль нужна для того, чтобы скомпенсировать основные расходы. Размер этого типа прибыли позволяет быстрее покрывать имеющиеся расходы.
Формирование прибыли опирается на следующие элементы:
- Исследование и учет факторов, определяющих ее размер.
- Прогнозирование предполагаемой величины дохода.
- Определение критического уровня объема продаж.
- Установление точки безубыточности, при достижении которой компания выйдет на нулевой уровень дохода.
- Расчет необходимого объема продаж для того, чтобы получить запланированную прибыль.
- Обоснование управленческих решений.
- Оценка эффективности.
Предельная прибыль и ее расчет необходимы для того, чтобы принимать решения об ее увеличении. Это достигается за счет усиления маркетинговой стратегии, повышением качества сбыта, оптимизацией движения финансовых потоков, обеспечения того, чтобы запускаемые в производство блага давали возможность получать общую норму прибыли.
Эффективное управление прибылью заключается в вычислении «точки безубыточности», управлении рентабельностью, ее уровнем, пониманием опасности демпинга. Поддержание рентабельности является важным условием нормального функционирования компании. Рентабельность свидетельствует о том, что доступные предпринимателю ресурсы используются оптимальным образом. Кроме того, показатель рентабельности позволяет оценить эффективность производства, его слабые и сильные стороны. Показатель рентабельности по клиентам говорит о том, что их концентрация растет или уменьшается, а значит, демонстрирует возможность экономического роста.
Ценовая конкуренция сегодня малоэффективна, однако, некоторые предприятия используют ее для получения краткосрочной прибыли. Проблема использования политики низких цен заключается в том, что высока вероятность вызвать ценовую войну, так как другие компании столкнутся с резкой потерей покупателей. Если руководство принимает решение о загрузке простаивающих мощностей, то оно должно учитывать негативные последствия снижения цен. То есть необходимо ограничить масштабы продаж, предлагать покупателям более простые товары и ориентировать продажи по сниженным ценам на другие группы покупателей.