Основные и оборотные фонды предприятия
Фонды предприятия – это средства производства, которые используются для получения готовой продукции, оказания услуг или выполнения работ.
Основные фонды – это средства производства, многократно участвующие в создании благ.
Оборотные фонды – это средства производства, которые полностью расходуются в течение одного производственного цикла.
Создание готового блага представляет собой технологический процесс. Он осуществляется с помощью факторов производства, среди которых земля, капитал, труд, предпринимательский талант и информация. Под влиянием предпринимателя производственные факторы объединяются для реализации определенной идеи или продукта. Они могут принимать форму оборотных и необоротных активов.
Производственный цикл обеспечен помещением, оборудованием, рабочими. Некоторое имущество используется в производстве многократно. Его износ относится на стоимость для того, чтобы в будущем закупить новое оборудование, провести ремонт или реконструкцию. Оборотные средства полностью расходуются в одном цикле. Как правило это различные расходные материалы, которые полностью поглощаются при создании блага. Они расходуются целиком.
Разделение фондов на основные и оборотные необходимо для учета затрат и управления производственным циклом. Возможность относить часть износа на стоимость позволяет сформировать фонд оплаты на новые крупные приобретения. Кроме того, начисленная амортизации сокращает налог на прибыль. Закупка материалов, топлива и других расходных ресурсов осуществляется в ходе планирования и учета оборотных средств. Эта информация нужна для того, чтобы организовать поставки наиболее подходящим и эффективным способом. Предприниматель идет по пути сокращения расходов и оптимизации затрат, поэтому формирование достоверной информации о движении активов является важным инструментом в построении конкурентоспособности и финансовой стабильности предприятия.
Управление основными и оборотными фондами предприятия
Управление фондами предприятия опирается на их классификацию. Например, они делятся на производственные и непроизводственные в зависимости от участия в создании готового блага, на пассивные и активные. Активная часть влияет на предметы труда через перемещение и контроль. Пассивы предприятия создают условия для организации и осуществления производственной деятельности. В зависимости от принадлежности их делят на собственные, арендованные. Сейчас достаточно часто используется система лизинга, когда предприниматель может арендовать имущество с возможностью его последующего выкупа. Некоторые средства могут не участвовать в производстве, тогда они называются бездействующими.
Оценка фондов необходима для формирования представления об их наличии и потребности в них. Основные фонды анализируются в следующих направлениях:
- Первоначальная стоимость.
- Восстановительная стоимость, которая показывает стоимость воспроизводства.
- Стоимость ликвидации (необходима для сделок купли-продажи оборудования).
- Амортизация- позволяет оценить объем фонда восстановления, модернизации и реконструкции.
Оценка проводится в среднегодовых ценах. Если речь идет об основных средствах, то важным параметром является износ. Износ влияет на качество продукции, а также на дополнительные расходы предприятия. Он ведет к потере физических свойств. Износ может быть социальным, моральным, экологическим и полным. Полный износ приравнивает стоимость актива к нулю. На практике это ведет к списыванию актива.
Финансовые аспекты управления основными и оборотными фондами предприятия
Движение финансовых средств на предприятии обеспечивает его функционирование, своевременное поступление оборотных средств и обновление основных фондов. Управление финансами сводится к следующим действиям:
- Оптимизация движения денежных средств.
- Создание финансовых ресурсов в объеме достаточном для выполнения текущих задач.
- Соблюдение условий получения прибыли.
- Поддержание финансового равновесия.
Организация управления зависит от нормативной и локальной правовой базы, квалификации ответственных сотрудников и документирования процесса управления. Цель предпринимателя – увеличение финансовых активов. Он сможет создать финансовые резервы для преодоления различных кризисов, обновления фондов и внедрения инноваций. Все сводится к увеличению стоимости чистых активов, для этих целей предпринимаются следующие шаги. Во-первых, проводится переоценка основных фондов. Возможно привлечение независимого эксперта. Полученный результат влияет на величину добавочного капитала. Далее пересматриваются вложения учредителей. Собственники имеют право влиять на размер долей участия. Уставной капитал может быть увеличен за счет погашения долговых обязательств.
Предпринимателю необходимо часть активов держать в высоколиквидных формах. Возможность обменять имущество на деньги в короткие сроки создает гибкий инструмент реагирования на внешнее воздействие. Финансовые активы должны использоваться в работе предприятия, иначе они не участвуют в создании прибыли. Предприниматели могут вкладывать свободные средства в финансовые инструменты с целью формирования добавочного капитала. Они могут направить эти средства на улучшение технических и технологических показателей. Это необходимо для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность производства, обеспечить стабильное положение на рынке.
Управление финансовыми, оборотными и основными активами представляет собой совокупность решений, которые находят баланс между необходимостью иметь свободные средства и использованием средств в увеличении добавочной стоимости. Предприниматель всегда имеет ряд альтернативных решений, которые он рассматривает, как упущенные выгоды.