Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Экономика предприятий в сфере услуг

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Экономика предприятия / Экономика предприятий в сфере услуг
Содержание статьи
Определение 1

Экономика предприятий в сфере услуг – это научна дисциплина, в которой аккумулированы теоретические знания об организации и планировании предпринимательской деятельности и производственного процесса в сфере обслуживания населения и организаций, а также анализе результатов финансово-экономической деятельности предприятий в сфере услуг.

Основные сведения о сфере услуг в экономической системе

Последние несколько лет как в национальных экономиках, так и в мировом хозяйстве в целом возрастает та роль, которую играет сфера услуг. Услуги оказывают на хозяйственную жизнь многогранное воздействие – они вытесняют привычные материальные товары из процессов производства, формирования и реализации доходов населения, обмена, накопления общественного продукта.

Именно этим объясняется необходимость теоретического анализа сферы услуг и выяснения ее сущности как одной из ключевых экономических категорий. Обозначенные задачи решаются в рамках самостоятельной теоретической и методической дисциплины – экономики предприятий в сфере услуг.

В современной экономической литературе оказание услуг рассматривается как деятельность людей, которые вступают друг с другом в отношения по непосредственному удовлетворению человеческих потребностей.

Отличительной чертой услуг является их нематериальный характер. То есть результат оказания услуг не будет иметь материально-вещественную форму, его нельзя будет «пощупать», «потрогать» (в отличие от, например, мебели, продуктов питания, одежды и т.д.). При этом производство услуги и ее потребление осуществляются в один и тот же момент, зачастую – в одном и том же месте. Поэтому нередко необходимо непосредственное взаимодействие производителя и потребителя, например, как у парикмахера и его клиента.

Услуги, оказываемые населению, можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее обобщенной является следующая классификация:

Готовые работы на аналогичную тему

  • личные услуги, которые удовлетворяют потребности каждого отдельного человека (например, медицинские услуги, образовательные услуги, культурно-бытовое обслуживание: парикмахерские, химчистки, театры и т.д.);
  • специфические услуги, которые обеспечивают удовлетворение общественных (коллективных) потребностей (например, осуществление государственного и муниципального управления, обеспечение обороны государства и охраны общественного порядка, жилищно-коммунальное хозяйство, научно-исследовательские работы и т.д.).

Кроме того, услуги можно сгруппировать по критерию платности за них (платные, льготные, бесплатные), по участию в воспроизводственном процессе (материальные и нематериальные), по содержанию и функциональной нагрузке (транспорт, коммуникации, общественно полезные услуги, оптовая и розничная торговля, финансовые услуги, непосредственное обслуживание и др.).

Особенности хозяйственной деятельности предприятий в сфере услуг

Оказанием услуг занимаются специализированные хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, индивидуальные предприниматели. Часто для того, чтобы оказывать клиентам услуги, хозяйствующим субъектам требуется официальное разрешение (лицензия), которое выдается уполномоченным органом/лицом и подтверждает наличие у этого субъекта профессиональных качеств и организационно-технических условий, необходимых для оказания услуг.

Предприятия для начала хозяйственной деятельности должны пройти процедуру государственной регистрации в качестве юридического лица. На этом этапе определяется, какая организационно-правовая форма будет у предприятия, кто у него собственник. Если организация нацелена на извлечение прибыли, то она признается коммерческой (в виде товарищества, общества и т.д.) и, как правило, находится в частной собственности. В случае признания основной целью деятельности организации оказания населению общественно полезных услуг она будет зарегистрирована в качестве некоммерческой организации (в большинстве случаев – в виде учреждений, принадлежащих государству или муниципальным образованиям).

Поскольку услугам свойственна несохраняемость, предприятия не могут их накапливать, производить в объемах больших, чем объем текущего спроса. Кроме того, предмет труда (т.е. то, на что направлено воздействие предприятия) в отличие от сферы производства не может принадлежать предприятию, оказывающему услугу. В данном случае предметами труда могут выступать:

  • предметы, которые принадлежат потребителю (например, автомобиль или компьютер при ремонте);
  • сам потребитель (например, при посещении ресторана или врача);
  • элемент внешней среды, который взаимодействует с потребителем, но не принадлежит ему (например, суд, налоговая инспекция).

Если для предприятия, которое специализируется на материальном производстве, используют методы повышения рентабельности отдельных видов продукции, то в отношении предприятий в сфере услуг применяют другие критерии. Так, им необходимо максимизировать возможную долю расходов выбранной целевой группы потребителей по конкретным видам услуг.

Также предприятиям, действующим в сфере услуг, необходимо применять особый подход к организации оплаты труда работников. Чаще всего используется смешанная форма оплаты труда, которая предусматривает двухставочный тариф: первый – фиксированный, равный минимальному размеру оплаты труда; второй – вариативный, сдельный, зависящий от объема выполненной работы (количества обслуженных клиентов).

Для предприятий, занятых в сфере услуг, также характерно рассмотрение потребителей как особой категории сотрудников предприятия. Это связано с тем, что действия потребителей могут влиять как на качество, так и на количество оказываемых услуг. Таким образом, для повышения эффективности взаимодействия предприятия из сферы услуг с потребителями необходимо их обучение в форме проведения учебных программ, распространения брошюр, различных знаков и указателей, показа видеофильмов и т.п.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Наталья Ивановна Тютюнник

Эксперт по предмету «Экономика предприятия»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис