Понятие и особенности экономики пищевых предприятий
Экономика пищевого предприятия – это система управления ресурсами такого предприятия для эффективности его деятельности.
Предприятия пищевой отрасли имеют специфические особенности в своей деятельности. Отталкиваясь от таких особенностей, и строится экономическая политика данных предприятий.
В числе таких особенностей, можно выделить следующие.
- Необходимость строгого соблюдения стандартов выпускаемой продукции. Учитывая, что пищевая продукция может повлиять на здоровье ее потребителей, стандарты ее изготовления регламентируются на государственном уровне.
- Сложная структура производства. Для изготовления пищевой продукции, как правило, требуется сложная структура производства и наличие специального дорогостоящего оборудования.
- Ограниченные сроки хранения пищевой продукции. Данный факт прямо влияет на экономику предприятия, так как нужно точно планировать объемы производства во избежание порчи продукции.
Данная специфика обуславливает построение экономики предприятий пищевой промышленности.
Кроме того, предприятия пищевой промышленности могут реализовывать продукцию уже готовую к употреблению и полуфабрикаты, что принципиально отличает экономическую политику пищевого предприятия.
Объекты экономики пищевого предприятия
Всю экономику пищевого предприятия можно разделить на несколько взаимосвязанных объектов.
-
Управление себестоимостью пищевой продукции. Данный объект экономической политики подразумевает использование определенных методов и инструментов для определения норм затрат на производство каждого вида продукции. Так, среди действий по управлению себестоимостью, проводят анализ затрат на производство продукции. Также производят расчет альтернативных издержек, существующим издержкам - на предмет их применения. На основании полученных результатов, разрабатывают таблицу норм расхода каждого вида сырья или материалов.
-
Политика ценообразования. Данный объект экономической политики подразумевает расчет цен на продукцию с учетом множества факторов, среди которых можно выделить:
- качественные характеристики пищевой продукции (полезные свойства, срок хранения и т.д.);
- наличие на рынке подобной продукции, производимой конкурентами или аналогичной продукции;
- возможность покрытия издержек и получения прибыли.
-
Политика управления предметами и средствами труда. Данный объект экономической политики подразумевает управление и контроль рационального использования, имеющихся в распоряжении пищевого предприятия ресурсов. Данный объект экономики подвергается тщательному анализу всех ресурсов предприятия, а именно:
- анализ использования основных средств предприятия;
- анализ потоков денежных средств;
- анализ использования наемного труда.
На основании анализа всех элементов объекта экономической политики, разрабатывают стратегию управления ресурсами на кратко- и долгосрочные периоды.
Для производства пищевой продукции, в большинстве случаев требуется специальное дорогостоящее оборудования (например, наличие холодильного оборудования в больших количествах). Это обуславливает необходимость поиска оптимизации затрат пищевого предприятия без потери в качестве производимой продукции.
Еще одним специфическим объектом в экономической политике пищевого предприятия можно считать тесное сотрудничество с предприятиями, предоставляющими тару для пищевой продукции. Как правило, каждый вид продукции требует определенные условия хранения, и в некоторых случаях стоимость тары довольно высокая. Данный факт также учитывается в экономике пищевого предприятия и осуществляется поиск решений по снижению таких затрат.