Планирование на торговом предприятии
Основной эффективной деятельности торгового предприятия является планирование. Его значение заключается в учете внутренних и внешних факторов, которые обеспечивают оптимальные условия для развития компаний
Функциями планирования организаций сферы торговли являются:
- постановка целей и установление соответствие целям развития национальной экономики страны и развитию социальных и рыночных процессов;
- установка параметров и определение темпов хозяйственных процессов в торговой организации;
- организованное распределение и рациональное применением трудовых, финансовых и материальных ресурсов для достижения общих и частных целей предприятия сферы торговли.
В рамках процесса планирования разрабатываются текущие, оперативные и стратегические планы развития торгового предприятия. Каждый план выражается через систему показателей, которые отражают отраслевую специфику и подразделяются на группы: количественные и качественные, натуральные и стоимостные, абсолютные и относительные.
Количественные показатели характеризуют объем и масштабы торговой деятельности и состоят из двух подгрупп.
Первая подгруппа - показатели экономического потенциала предприятия (товарооборот, количество работников, объем основного и оборотного капитала, занимаемая торговая и складская площадь и др.);
Вторая подгруппа - показатели, описывающие различные стороны хозяйственной деятельности компании (величина прибыли, объем доходов и расходов, затраты по оплате труда, направления использования средств и др.).
Качественные показатели описывают результативность деятельности торговой организации и степени эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Товарооборот предприятий торговли
В основе коммерческой деятельности компаний сферы торговли лежит процесс продажи товаров/услуг. Экономическое содержание этого процесса характеризует товарооборот организации.
Товарооборот – это величина продажи потребительских товаров за конкретный период времени.
Товарооборот рассматривается с двух сторон. Во-первых, это результат работы торговой компании, т.е. экономический эффект. Во-вторых, как показатель снабжения населения товарами, т.е. показатель уровня жизни населения (социально-экономический показатель).
Данные о товарообороте позволяют оценить степень проникновения компании на рынок, изучить соотношение спроса и предложения, позицию по сравнению с конкурентами и темпы экономического развития предприятия сферы торговли.
Выделяют два вида товарооборота:
- оптовый - продажа товаров другим компаниям, которые используют эти товары для перепродажи или как сырье и материалы для производственного потребления, или для материального обеспечения хозяйственных нужд;
- розничный – это объем товаров, которые продаются конечным потребителям для удовлетворения личных потребностей.
По назначению оптовый товарооборот подразделяется на оптовый товарооборот по реализации и внутрисистемный оптовый товарооборот. Под оптовым товарооборотом по реализации понимают объем продажи товаров компаниям розничной торговли, массового питания и экспортных поставок. Внутрисистемный оптовый товарооборот определяется продажей товаров одними оптовыми компаниями другим оптовикам.
Экономическая сущность розничного товарооборота выражается в экономических отношениях, которые связаны с товарно-денежным обменом. В свою очередь розничный товарооборот делится на товарооборот розничной торговли и общественного питания.
Розничный товарооборот – это значимый фактор эффективной деятельности торговых предприятий, основой для выявления ресурсного потенциала компании, а также одним из факторов, который определяет сумму затрат ресурсов, т.е. издержек обращения.
Издержки и прибыль торговой компании
Затраты торговых организаций, которые производится в процессе осуществления коммерческой деятельности дополнительно к стоимости товаров, создают производственные расходы, которые называются расходами на продажу.
По экономическому содержанию не все расходы на продажу входят в издержки обращения. Ключевым отличием расходов на продажу от себестоимости состоит в том, что стоимость закупаемых товаров отсутствует в затратах предприятия торговли. Это связано с тем, что организация покупает уже готовую продукцию, денежные средства тратятся только на продвижение и сбыт товаров конечным потребителям.
Издержки обращения – это трудовые и материальные затраты в денежной форме, которые участвуют в движении товаров от производителя к потребителю.
Издержки обращения торговых компаний подразделяются по следующим критериям:
- участие в образовании стоимости (чистые и дополнительные);
- подоотрасли деятельности (розничные, оптовые, массового питания);
- выполняемые задачи (операционные, административно-управленческие);
- способ распределения по товарным группам (прямые и косвенные);
- степень зависимости от изменений объема товарооборота (условно-переменные и условно-постоянные);
- виды затрат (оплата труда торгового персонала, услуг других предприятия, материальное потребление, материальные потери и прочие расходы).
Прибыль торговой организации – это превышение доходов над расходами, положительная разница между стоимостью производства продукции и стоимостью реализации товаров на рынке.
Суть прибыли заключается в том, что она является результатом продажи товар по цене выше себестоимости.
Различают три типа прибыли торговых компаний:
- прибыль, которая извлекается торговцами в процессе экспликации мелкой промышленности, закупается продукция по ценам ниже себестоимости, а реализуется по максимально возможной стоимости в условиях конкретного рынка;
- торговая прибыль, которая производится в результате неравноценного обмена;
- прибыль, которая извлекается в результате перепродажи.
Прибыль торговых предприятий складывается одновременно из всех трех типов. На рынке конкурентная борьба позволяет компаниям сохранять среднерыночные цены, а также создать стабильные нормы прибыли.