Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Анализ себестоимости продукции

Понятие себестоимости продукции

В экономике себестоимость является одной из важнейших характеристики финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Именно она в значительной степени предопределяет прибыльность хозяйствования и формирует маржинальный доход.

Определение 1

Себестоимость продукции – это затраты на производство и последующую реализацию продукции, выраженные в денежной форме.

Иначе говоря, себестоимость представляет собой денежное выражение факторов производства, которые могут или должны быть затрачены на выпуск продукции и ее последующий сбыт. Ее величина определяется расходами организации.

В настоящее время себестоимость продукции считается одним из наиболее важных синтетических показателей деятельности хозяйствующих субъектов. Свое отражение в ней находят все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия, включая качество работы, уровень применяемых технологий и степень использования финансовых, материальных и трудовых ресурсов.

Основной целью исчисления (калькуляции) себестоимости продукции считается оценка рентабельности производства в целом и отдельных видов выпускаемой продукции в частности. Помимо этого себестоимость продукции позволяет устанавливать отпускные цены на товар (включая оптовые), вести внутрипроизводственный хозрасчет и даже исчислять национальный доход в масштабах целого государства.

В настоящее время существует порядка шести основных методов калькуляции себестоимости. В общем виде они представлены на рисунке 1.

Основные способы исчисления себестоимости продукции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основные способы исчисления себестоимости продукции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каждый из представленных методов исчисления себестоимости имеет свои особенности. Выбор в пользу того или иного из них определяется особенностями хозяйствования. Так или иначе калькулирование себестоимости позволяет определить величину затрат, необходимых или уже понесенных для выпуска единицы и всего объема продукции.

«Анализ себестоимости продукции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Важнейшая роль себестоимости заключается в том, что она выступает в качестве одного из основных факторов формирования прибыли. Если при прочих равных условиях ее величина растет, то прибыль от производства и реализации продукции неизменно снижается. Таким образом, между прибылью и себестоимостью наблюдается устойчивая связь обратно функционального порядка.

Учитывая ту роль, которая себестоимость играет в хозяйственной деятельности предприятия, ее анализу в управленческом процессе отводится особая роль.

Сущность анализа себестоимости продукции

Анализ себестоимости продукции предполагает необходимость расчета величины затрат на производство и реализацию продукции, определение факторов, на нее влияющих, а также изыскание способов ее снижения.

Основной целью подобного анализа считается определение вероятности повышения эффективности работы предприятия посредством более целесообразного расходования и использования ресурсов материального, трудового и финансового порядка.

Задачи анализа себестоимости продукции сводятся к:

  • объективной оценке выполнения планов по себестоимости;
  • оценке интенсивности и правильности бизнес-плана по себестоимости продукции;
  • исследованию причин, приведших к отклонению фактических показателей от плановых;
  • выявлению резервов сокращения производственных затрат на выпуск и реализацию продукции;
  • содействию в определении оптимальности величины плановых калькуляция на виды продукции и отдельные изделия;
  • обеспечению центров ответственности по затратам аналитической информацией, необходимой для обеспечения оперативности управления формированием себестоимости.

Представленные выше задачи и их характер указывают на большую практическую значимость анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия. Сам по себе подобный анализ отличается наличием объекта и субъекта.

В роль объекта анализа в данном случае выступает весь объем производимой предприятием продукции, ее реализованная часть, отдельные изделия, технологические процесса, виды производств, работы и услуги.

Субъектом анализа выступают работники финансово-экономических служб предприятия, а также сторонние аналитики, заинтересованные в результатах анализа.

Информационная основа анализа себестоимости продукции представлена совокупностью внешних и внутренних источников. К первым относятся действующие нормативно-правовые документы, положения и иная информация. Внутренние источники представлены данными оперативного, управленческого и бухгалтерского учета.

Процедура анализа себестоимости продукции

Сам анализ себестоимости продукции может проводиться по различным направлениям. Так, например, анализу могут подвергаться затраты в расчете на 1 рубль товарной продукции, отдельные статьи затрат, себестоимость единицы продукции и пр. В некоторых случаях анализ может осуществляться по статьям калькуляции или экономическим элементам. В соответствии с этими направлениями выделяется целый ряд аналитических методов исследования и оценки себестоимости продукции (рисунок 2).

Методы анализа себестоимости продукции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Методы анализа себестоимости продукции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каждый из методов отличается своими особенностями, имеет определенные преимущества и недостатки. Единой общепринятой методологии анализа себестоимости продукции в настоящее время не выработано.

Так или иначе, можно выделить общий алгоритм, используемый в процессе анализа себестоимости продукции. Согласно ему изучение и анализ себестоимости осуществляется по следующей схеме:

  • прежде всего, определяются отклонения показателей фактической себестоимости (абсолютные и относительные) от плановых показателей и сходных показателей прошлых лет;
  • далее производится оценка трансформации структуры себестоимости, определяются изменения удельных весов некоторых статей затрат и воздействие этих факторов на начальный результат.

Также определяются статьи затрат, имеющие максимальный вес в себестоимости, а анализ по ним осуществляется выбранными методами из представленных ранее.

Дата последнего обновления статьи: 21.10.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot