Бюджетирование — это метод производственно-финансового планирования деятельности предприятия посредством составления единого бюджета и бюджетов отдельных его подразделений для оценки их финансовых результатов и затрат.
Назначение и функции метода бюджетирования
На современных предприятиях бюджетирования является основой принятия и планирования управленческих решений, оценки финансовой состоятельности, управления и контроля денежными и материальными ресурсами, стабилизации финансовой дисциплины и подчинения интересов всех структурных подразделений общим интересам компании в целом и ее собственников.
Бюджет может быть составлен как в целом для предприятия, так и в отдельности для его подразделений.
Общий бюджет представляет собой скоординированный по всем функциям и подразделениям план работы фирмы в целом, который объединяет отдельные бюджеты и характеризует поток информации для принятия управленческих решений в сфере финансового планирования.
Основной бюджет в количественном выражении рассматривает будущую прибыль, денежный поток и поддерживающий план. Основной бюджет становится итогом обсуждений будущего предприятия, обеспечивая оперативное и финансовое управление.
При формировании бюджета предприятия осуществляются расчеты, позволяющие в полной мере и своевременно оценить объем необходимых денежных средств для реализации принятых решений, сформировать перечень источников поступления таких средств.
Функции бюджета могут меняться в зависимости от фазы его формирования или реализации. Перед началом отчетного периода под бюджетом понимают план продаж или прочих финансовых операций на предстоящий период. В конце он становится измерителем, позволяющим сравнить полученный результат с плановыми значениями для корректировки дальнейшей деятельности.
Как метод управления финансовой деятельностью предприятия, бюджетирование выполняет следующие функции:
- Аналитическая функция бюджетирования заключается в возможности переосмысления бизнес-идеи, коррекции стратегии, постановке дополнительных целей и задач.
- Функция финансового планирования связана с тем, что благодаря бюджетированию предприятие вынуждено планировать и обдумывать свое будущее.
- Функция финансового учета бюджетирования вынуждает менеджмент компании обдумывать и учитывать совершенные в прошлом действия, тем самым помогая принимать в будущем правильные решения.
- Функция финансового контроля бюджетирования связана с возможностью сравнения поставленных задач и полученных результатов, а также выявления слабых и сильных сторон.
- Мотивационная функция бюджетирования заключается в осмысленном принятии плана, ясности постановки целей, определении наказания за срыв и поощрения за перевыполнение плана.
- Координационная функция подразумевает координацию функциональных блоков в системе оперативного планирования.
- Коммуникационная функция предполагает согласованность планов отдельных подразделений компании, поиск компромиссов и закрепление ответственности за всеми исполнителями.
Этапы построения системы бюджетирования
В современной организации система бюджетирования может быть построена посредством соблюдения ряда последовательных этапов:
- Формирование финансовой структуры для разработки модели, которая позволяет определить ответственность за исполнение бюджета и анализировать источники возникновения расходов и доходов.
- Создание единой структуры бюджетов – определение общей схемы формирования общего бюджета компании.
- Формирование учетно-финансовой политики организации: правил ведения бухгалтерского, оперативного и производственного учета согласно ограничениям, принятым при составлении и мониторинге исполнения бюджетов.
- Разработка регламентов планирования, определяющих процедуру планирования и анализа причин неисполнения бюджета, а также процедуру его текущей корректировки.
- Внедрение системы бюджетирования – проведение работ по составлению финансового и операционного бюджетов на планируемые периоды, проведение сценарного анализа, корректировка системы бюджетирования по итогам ее анализа.
Управление финансовой деятельностью компании подразумевает несколько основных подходов к бюджетированию: сверху вниз, снизу вверх и снизу вверх/сверху вниз.
При подходе «сверху вниз» руководство фирмы осуществляет процессы бюджетирования, минимально привлекая менеджеров нижнего уровня. При этом подходе полностью учитываются стратегические цели и задачи компании, сокращаются трудозатраты времени и минимизируются проблемы, связанные с агрегированием и согласованием отдельных бюджетов. Недостатком данного подхода является слабость мотивации менеджеров среднего и нижнего звена в части достижения целей.
Применение подхода «снизу вверх» целесообразно на большом предприятии, где руководитель отдела составляет бюджет своего участка, отдела, потом объединяемые в бюджет цеха и производства соответственно.
Подход «снизу вверх/сверху вниз» - самый сбалансированный и позволяющий избежать отрицательных последствий первых двух подходов.
Плюсы и минусы применения бюджетирования в управлении финансовой деятельностью компании
Среди достоинств бюджетирования можно выделить:
- позитивное воздействие на настрой и мотивацию персонала;
- координация работы предприятия в целом;
- своевременное внесение корректирующих изменений;
- учет собственного опыта при составлении бюджета прошлых периодов;
- возможность совершенствования процессов распределения ресурсов;
- помощь менеджерам низшего звена в осознании своей роли в организации;
- возможность сравнить достигнутые и желаемые результаты.
К недостаткам бюджетирования относят:
- разница в восприятии бюджетов у различных людей;
- дороговизна и сложность системы бюджетирования;
- риск того, что бюджет будет восприниматься исключительно в качестве средства оценки деятельности сотрудников и контроля их ошибок.