Экономическое развитие территории
Экономическое развитие территории – это комплекс мероприятий по повышению общего уровня жизни населения этого региона.
Развитие территории региона подразумевает не только экономические, но и социальные преобразования. Большая часть программы направлена на увеличение количества и качества, создаваемых и реализуемых благ, которые впоследствии предоставляются населению. Так же они могут использоваться для торговых отношений с другими регионами. Регион может работать на более высокие цели, например, на обеспечение страны каким-то продуктом или услугой. Органы власти территорий могут быть задействованы в перераспределении финансовых средств между уровнями бюджета и между регионами.
Обеспечение устойчивого социально-экономического развития заключается в выборе оптимального пути достижения конкретных стратегических целей в будущем. Сюда относят рациональное использование имеющегося сырьевого и ресурсного потенциала с учетом будущих поколений, а также принятие мер по развитию и увеличению эффективности их применения. Здесь может возникнуть конфликт между текущими потребностями производства и прогнозом положения территории в будущем.
Под территорией обычно понимается административно-территориальное образование или муниципалитет. Ее потенциал определяется способностью имеющихся структур производить блага, которые позволят сформировать базу для будущего развития. Для оценки социально-экономического развития применяется свод показателей, характеризующих степень достижения целей. Чаще всего, это параметры, оценивающие обеспеченность населения благами.
Субъектами экономического развития территорий выступают государства, территориальные образования, муниципалитеты, различные организации, предприятия.
Экономическое развитие территории обычно представляет собой правовой документ, в котором содержатся принципы, цели и задачи, а также практические мероприятия, направленные на улучшение текущего положения территориального образования.
Программно-целевой метод управления развитием территорий
Программно-целевой метод управления развитием территории базируется на принципах, стратегических целях и тактических задачах, а также практических мероприятиях. Он строится на совокупности элементов, которые сортируются в зависимости от отраслей применения и социальной сферы. К этим элементам относят:
- Анализ текущего положения территории.
- Наличие проблем социального и экономического характера.
- Выработка стратегии и тактики достижения желаемых целей.
- Оценка необходимых ресурсов.
- Формирование механизма контроля в достижении целей.
Программно-целевой подход реализуется соответствующими органами власти. Они отвечают за организацию и контроль работы нижестоящих органов. Противоречия в программах возникают и тогда, когда самостоятельность территории нарушается в пользу более высоких хозяйственных систем. Кроме того, территория должна обрести целостность и некоторую автономию в своих действиях, что позволит установить эффективные отношения с другими территориями. Основная задача местных властей – увеличить уровень потребления, то есть повысить общий уровень жизни населения. За счет этого возможно развитие потенциала территории. Внутреннее использование ресурсов так же должно быть оптимизировано и рационализировано. Проблема может возникнуть тогда, когда более высокие уровни управления перераспределяют средства в пользу других территорий.
Таким образом, программно-целевой метод управления развитием территории представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемых государственной властью соответствующего уровня. Он позволяет организовать финансовые, материальные, нематериальные потоки ресурсов для повышения общего уровня жизни населения, что позволит увеличить потребление. Расширение спроса ведет к активизации производственной деятельности, укреплению связей с другими территориями, что положительным образом сказывается на состоянии всего региона.
Зарубежный опыт применения программно-целевого метода управления развитием территорий
Граница между отраслевой и региональной политикой в разных странах проводится по-разному. Например, в Финляндии, Бельгии, Швеции и Люксембурге развитие инфраструктуры относится к общенациональным задачам, хотя в других странах – это вопрос, решаемый региональным органами власти. Так же происходит в области образования и здравоохранения. В Великобритании эти задачи рассматриваются на уровне государственной власти. Эти различия необходимо учитывать при сопоставлении отечественного и зарубежного опыта управления территориями.
Страны Европы с унитарным устройством распространяют эту модель на региональный уровень. То есть, степень централизации власти и распределения ресурсов очень высокая. Автономия регионов, что характерно для федераций, ведет к децентрализации проводимой политики. В таких странах применяются методы «развития снизу». Между странами Восточной и Западной Европы так же существует разница. Первые предпочитают использовать налоговые льготы, а не безвозмездные субсидии для финансирования проектов. А в странах с более развитой экономикой, где существует финансовый запас ресурсов наиболее эффективным считается именно государственное субсидирование.
Важным элементом программно-целевого развития территорий является поддержка малого и среднего бизнеса, что сказывается на инвестиционной привлекательности регионов. Развитые страны привлекают иностранные инвестиции в проблемные регионы. Это позволяет сократить их отставание от других территорий. Например, с помощью этого метода Великобритания смогла решить задачи по выравниванию структуры промышленности депрессивных районов.
Иностранные государства часто прибегают к инструменту концентрации ограниченных ресурсов, которые выделяют для целевых проблем. Для этого определяются точки роста, которым оказывается финансовая поддержка. Такой подход формирует базис для развития инноваций и их внедрения в экономику региона.